Connect with us

Культура

«Я как арт-объект. Можно в музее выставлять»: Тильде Суинтон — 60

"Я как арт-объект. Можно в музее выставлять": Тильде Суинтон - 60

Published

on

Тильда Суинтон, пожалуй, могла бы стать чемпионкой по перевоплощениям — настолько разноплановы ее роли. Белая Колдунья в «Хрониках Нарнии», одинокая богачка-графиня в «Отель «Гранд Будапешт», вампирша в «Выживут только любовники», 82-летний психоаналитик (мужчина!) в «Суспирии», тибетский монах в «Докторе Стрэндже» и еще десятки персонажей, каждый из которых в исполнении британской актрисы по-настоящему завораживает. "Я как арт-объект. Можно в музее выставлять": Тильде Суинтон - 60

Фото: kinopoisk.ru

Сегодня Тильде Суинтон исполняется 60. И пока все ждут выхода на экраны фильма Педро Альмодовара «Человеский голос», где именинница сыграла главную и единственную роль, мы предлагаем узнать, что она говорит о жизни, своей необычной внешности и многом другом.

О Голливуде

Голливудские проекты помогают мне продвигать фильмы, снятые для истинных ценителей кино. К примеру, так было с «Хрониками Нарнии». Я безумно благодарна студии Disney, что они взяли меня на роль Белой ведьмы. Но только потому, что нет лучше рекламы для моих более специфических проектов, вроде «Королевства полной Луны», «Что-то не так с Кевином» или «Орландо», чем диснеевский блокбастер. Кстати, в первоначальных эскизах Белая ведьма была совершенно иной — сексуальной красоткой в белом одеянии с ярко накрашенными глазами и губами. Но я взбунтовалась, сказала, что не буду такую играть. И меня почему-то не выгнали тут же, а прислушались к моим требованиям.

Об «Оскаре»

На Оскаровскую церемонию я поехала как турист. Представьте себе, вы достали билеты на финал Уимблдона, уселись на трибуне, а вас вызывают и дают ракетку. Меня охватил ужас, когда назвали мое имя. Стоять на сцене перед тремя миллиардами зрителей — это травма. Лучше бы они выслали приз почтой.

«Оскар» почти ничего не значит для моих домочадцев. Они даже не узнали его, поскольку не смотрят телевизора. Они были настолько же заинтересованы, как если бы я пришла домой с огурцом, положила его на стол и сказала: «Смотрите, что у меня есть!»

О своей внешности

Сложно спорить с тем, что я не красавица. Но мне с детства казалось это огромным достоинством, а не недостатком. Я всегда выделялась из толпы. Для этого даже делать ничего не надо было. Красота имеет большое давление, она навязывает тебе определенное поведение, загоняет в жесткие рамки. Мне же это абсолютно незнакомо. А еще мне нравится, что я могу спокойно играть персонажей любого пола или вовсе отключить в себе сексуальность, стать кем-то неопределенным. Я как арт-объект. Можно в музее выставлять.

О возрасте

В двадцать пять я мечтала стать 40-летней. Что-то мне подсказывало: после сорока наступит мое время. И до сорока старалась не высовываться, избегала главных и особенно романтических ролей. Да я и вообще не строю планов. Я ведь не делаю карьеру, я живу. У меня вместо карьеры — целая жизнь. Ни к каким профвысотам я не стремлюсь. Наоборот — стараюсь, чтобы от меня не устали.

О профессии

Актрисой я себя не считаю, скорее профессиональным кинолюбителем. Я никогда не училась актерскому мастерству. Моими основными занятиями в Кембридже были английская литература и политология. Да, я рано начала интересоваться театром и участвовала в постановках, но кто из нас не играл на школьной сцене? Я всегда хотела в кино, но не в качестве актрисы — скорее, режиссером или сценаристом. И всякий раз, заканчивая работу над очередным фильмом, клянусь себе, что это моя последняя работа в кино.

О свободном времени

В свободное время я экспериментирую на кухне. Люблю готовить для друзей и семьи. Настоящее кулинарное искусство немыслимо без любви. Она проявляется с новой стороны, когда готовишь для любимых. Это акт общения — с помощью блюд можно показать человеку свое отношение. Особенно мне удается рыбный паштет. Люблю супы, пеку фруктовые торты. А еще у меня есть собственные изобретения — например, морковная запеканка. Дочери ее обожают!

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Паровозы, строчки и другие долгие дела

Паровозы, строчки и другие долгие дела

Published

on

Сумрачная погода, зимнее настроение — вам не кажется, что пора улыбнуться? Стряхнуть сезонную, как грипп, ипохондрию. Вспомнить о переполненных кинозалах, сотрясающихся от хохота. Посмотреть хорошую кинокомедию — не в зале, так хотя бы дома, на диване. Паровозы, строчки и другие долгие дела

«Новые времена» Чаплина родились из его наблюдений во время поездки в Европу: технический прогресс, призванный облагодетельствовать человечество, умножил число безработных. Фото: kinopoisk.ru

Этот выпуск "Фильмотеки" — подобие тематического кинофестиваля: вспоминаем и смотрим комедии, разбросанные там и сям в мировом интернете. Комедии всех времен и народов. Они в большинстве не стареют, и хотя юмор английский, французский, японский или русский — разный юмор, он имеет волшебное свойство сближать народы и вызывать в них симпатию друг к другу. Он — миротворец.

Потому что хохотать вместе много лучше, чем ершиться и хмуриться.

Королевское

Слов не надо

Король комедии — бесспорно, Чарли Чаплин. Создатель и ярчайший представитель более не существующего искусства Великого Немого — пантомимического кино, которое требовало от исполнителей такой актерской техники, какой не владеет никто из ныне живущих звезд. Как и спортивной подготовки. Как и пластической выразительности. Чтобы захватить зрителя, этому кино не нужно слов. И нет слов теперь, чтобы описать его магию.

В "Новых временах" Чаплин с завязанными глазами лихачит на роликах на краю пропасти — смотришь, затаив дыхание. То, как он высекает гомерический смех из любой бытовой ситуации, знает каждый, кто видел хотя бы один его фильм. То, что он самолично вытворяет на экране, сегодня не могут повторить с помощью компьютерной техники. А то, сколько всего мы читаем в его глазах, невозможно пересказать.

Это идеальное авторское кино: он сценарист, режиссер, художник, композитор своих фильмов и их главный актер. А еще он философ: из простеньких на взгляд трюков вам откроются такие глубины жизни, что выражение "смех сквозь слезы" приобретет буквальный смысл. Это искусство, которое не имеет аналогов в современном кино, и Чаплин не случайно противился приходу звука — "болтливое кино" уничтожило магию кинематографической пантомимы с ее особым ритмом монтажа, роскошной графикой черно-белого кадра, богатейшим языком жестов и мимики.

Самый известный персонаж Чаплина — маленький бродяжка в котелке и с тростью — стал символом кинематографа

Новейшие технологии позволили возродить эти фильмы первого гения мирового кино. Цифровая реставрация в режиме высокого разрешения сделала изображение кристально ясным и четким, выявила детали чаплинской мимики, которые прежде были не видны за градом царапин. И снятые в начале ХХ века картины смотрятся как абсолютно современные — только с музыкой вместо диалогов. После оцифровки они вполне готовы стать хитами и для новых поколений зрителей. Начать советую с "Новых времен", "Огней большого города" и антифашистского, а потому всегда актуального "Великого диктатора".

Генеральское

Лихач рельсовых трасс

"Генерал комедии" — современник Чаплина актер и режиссер Бастер Китон. Он был знаменит лицом, невозмутимым в любых обстоятельствах. По-своему изящный, даже изысканный, с огромными, всегда серьезными глазами, он похож на печального Пьеро.

Улыбки Китона зрители не видели ни разу. Он эту маску придумал с детства, когда в четыре года стал эстрадным актером и понял: чем серьезнее комик, тем больше смеха в зале. Он любил механику, вечно играл с техническими новинками и увлекался трюками, которые требовали акробатических талантов и нередко представляли угрозу для жизни. Многие из них изумляют даже в век компьютерных спецэффектов. Так, в фильме 1921 года "Театр" он один играет все роли, от публики в театре и музыкантов в оркестре до всех актеров на сцене — безупречная чистота "размножения" до сих пор остается загадкой.

Паровозы, строчки и другие долгие делаЮрий Никулин говорил, что свой образ клоуна лепил с Китона — "человека с каменным лицом". Фото: kinopoisk.ru

Из его огромного наследия выделю полнометражную комедию "Генерал" (1926). Это самый дорогой проект Великого Немого (415 232 долл.) с многолюдными комическими сражениями, гонками на паровозах и падением поезда с моста в реку, выполненным вживую, без спецэффектов. Картину сравнивают с лучшими фильмами о Гражданской войне Севера и Юга в США. В основе — реальный случай: группа солдат в штатском проникла в тыл южан, вышла к станции и, пока пассажиры поезда завтракали, угнала паровоз под названием "Генерал", держа путь к своим в Чаттанугу, сжигая за собой мосты и обрывая телеграфные провода. Обнаружив пропажу, машинист с одним из пассажиров пустились в погоню пешком, потом на дрезине, потом на паровозе. Настигли шпионов и захватили их вместе с добычей.

"Уникальный талант, обеспечивший немой кинокомедии бессмертие" — формулировка "Оскара" Бастеру Китону

Китон играет машиниста, а случайный пассажир — его любимая девушка. Она пытается ему помочь, но путается в длинных юбках и в основном мешает, извлекая из этого массу смешного. Ключевая сцена битвы при Рок-Ривер снималась шестью камерами одновременно, в ней участвовали 500 человек массовки, причем при взрывах несколько актеров пострадали, сам Китон был травмирован, и съемки пришлось прервать, пока дожди не сбили удушливый дым. С моста падает не макет, а настоящий паровоз. Трепетно относясь к документальному материалу, Китон никогда еще не был так серьезен — поэтому публика никогда еще так не смеялась на его картинах.

Как было тогда принято, все снималось без сценария, трюки придумывались на ходу. Тем удивительнее стройность и изящество всей этой конструкции, идеально "закольцованной" к финалу.

Оптимистичное

Только кошки умеют жить

Одни комедиографы нас смешат по долгу службы, другие — потому что такое мироощущение. Серб Эмир Кустурица — из вторых. Он мастер интуитивный: совсем не мыслитель, зато так чувствует радость жизни и так энергетически заряжен, что его фильмы искрят от перегрева.

Очень типична для него бурлескная комедия "Черная кошка, белый кот" (1998) — про цыганского барона, безумную свадьбу, чистую любовь и абсурд бытия. Топочут гуси, звонят мобильники, люди бегут с собственной свадьбы, проваливаются в сортир, стреляют для шутки, умирают и оживают обратно, с пением выдирают гвозди задницей, топят в Дунае стиральные машины…

Паровозы, строчки и другие долгие делаФильмы Эмира Кустурицы — это всегда картины человеческого карнавала с его бестолковостью, хаосом и плясками на пороге наступающей чумы. Фото: kinopoisk.ru

А вот фильм под лучезарным названием "Жизнь как чудо" (2004) напомнит, что это чудо всегда на пороге большой беды. Его герой Лука — инженер, приехавший строить железную дорогу, чтобы преобразить жизнь провинции. У него жена — оперная певица, из чего автор извлекает массу абсурдистского юмора, и сын, которого забривают в армию. Как любой оптимист, Лука не хочет замечать, что началась война, что абсурд становится зловещим, что жена ушла, а сын далеко. Но Кустурица не был бы собой, если бы к герою не приходила новая любовь в лице плененной им мусульманки, все не грохотало бы музыкой и общим ором, а каждый кадр не был бы смешон и по-цыгански цветаст.

"Весь мир — театр, и люди в нем актеры" — эти шекспировские слова многократно звучат в фильме. В сотворенном Кустурицей мире он богато оркеструет все, даже бесчисленные потасовки — есть сцена, азартом и ритмами повторяющая "музыкальную драку" из "Веселых ребят". Этот вольный балканский гений заставляет играть даже животных — гусей, голубей, ослов и особенно своего фирменного черно-белого кота, которому и здесь поручена важная роль.

При том что события катятся лавиной, а каждая коллизия доводится до комического абсурда, смысл и суть фильмов Кустурицы — всегда поверх фабулы. Это не рассказы, а музыка души. Люди пируют и смеются во время перманентной чумы, только это и позволяет человечеству выживать.

Авантюрное

На зеркало неча пенять

Одна из самых остроумных картин всех времен — авантюрная комедия Чарльза Крайтона "Рыбка по имени Ванда" (1988).

Паровозы, строчки и другие долгие дела"Рыбка по имени Ванда" иронична, полна абсурда и не чужда приемов старых немых комических лент. Фото: kinopoisk.ru

Банда грабителей-любителей очищает ювелирный магазин, но не может договориться между собой о дележе награбленного. Нормальный сюжет для развлекательного кино, подобный был в "Забавных приключениях Дика и Джейн", у нас сходные коллизии возникали в "Стариках-разбойниках" и в "Джентльменах удачи". Но есть дополнительный шарм. Этот фильм нужно ежедневно показывать в качестве букваря нашим незваным патриотам, радетелям за национальное достоинство — чтобы поучиться самоиронии, без которой никакого достоинства не бывает. Им надо посмотреть, как американцы разделывают англичан. А англичане — американцев. И как хохочут над этим обе стороны. Друг над другом хохочут и над собой — и никто не чувствует себя униженным и оскорбленным: умение смеяться над собою — один из главных признаков развитого интеллекта.

Это совместная продукция. Из четверки главных героев два персонажа сыграны американцами, два — звездами британского комедийного сериала "Летающий цирк Монти Пайтон". Сыграны безупречно смешно — наслаждаешься юмором ситуаций, характеров, реплик. Знаменитое умение американского кино выдумывать, играть и снимать без комплексов умножилось знаменитым английским юмором, то упоительно тонким, то буффонным, абсурдно идиотическим и грубовато-соленым, в стиле комедий с мистером Питкином или сериалов с мистером Бином. Европейское влияние сказывается и на водевильном построении многих эпизодов с ревнивым любовником то под кроватью, то за окном взлетающего лайнера, с поеданием аквариумных рыбок и впечатыванием героев катком в бетон.

Есть и черный юмор, вызвавший критику чувствительных дам. Охотясь за некой старушкой, свидетельницей преступления, герои все время промахиваются и вместо старушки попадают в одну из ее собачек. Собачек становится все меньше, и это печальное обстоятельство производит более гнетущее впечатление, чем гибель собственно старушки. Хороший тест нашей общей гуманности. И на зеркало неча пенять.

Сериальное

Рашн супервумен

Сериал "Проект "Анна Николаевна", который можно смотреть на стрим-сервисе "Кинопоиск", — это как если бы "Следствие ведут знатоки" скрестить с "Терминатором" и приправить "Взрывной блондинкой", причем снимают Мел Брукс, автор "Страха высоты", в очередь с автором "Электроника" Константином Бромбергом. Это пародийно, остроумно, весело, аляповато и изысканно, временами укачивает, временами зашкаливает, но послевкусие неплохое. Особенно если досмотреть все восемь серий первого сезона до конца и остолбенеть при виде многообещающего финала. То есть будет второй сезон, где режиссера Максима Пежемского сменит Александр Карпиловский, у которого с чувством юмора тоже хорошо ("Частное пионерское-1-2-3").

Паровозы, строчки и другие долгие делаЗоя Бербер в роли андроида. Фото: kinopoisk.ru

В помощь сыску российские ученые изобрели всезнайку-андроид в формах артистки Зои Бербер и под кодовым названием "Анна Николаевна", командировали ее в провинцию усваивать народный дух — стать там своей. Она оказывается в команде ментов, где начальником Сергей Гармаш, а в роли местного Знаменского (теперь его зовут Пожарским), столь же мужественного, сколь принципиального, — Антон Филипенко. Есть еще замечательная пара — опытный следователь Ляпин (Федор Лавров) и салага Мокрый (это фамилия, а не прозвище, играет Кузьма Сапрыкин). Сразу скажу, что главный кайф сериала — азартные актеры даже в эпизодических ролях, и все так хороши, как и в "большом" кино бывает очень редко. Им есть что играть: бригада из десяти сценаристов написала диалоги легкие, заводные и почти всегда остроумные, хотя сюжет развивается неровно и есть пара серий, после которых хочется нажать кнопку "стоп". Этот соблазн ретироваться нужно отмести, потому что в целом, повторяю, все неплохо придумано и талантливо выполнено.

Команда ментов выполняет рутинную работу, сильно напоминающую то, чем и как занималась команда Знаменского в "Знатоках", но здесь этот процесс дан через неиспорченный взгляд электронной Анны Николаевны. В нее вмонтирована куча знаний о юриспруденции и профессиональных секретах следствия, она идеальна, пуленепробиваема, для нее нет преград ни в море, ни на суше, но российское умение говорить эвфемизмами и судить не по закону, а по понятиям ей не дано — надо осваивать. И это неиссякающий кладезь комических ситуаций. А так как андроид обладает формами Зои Бербер, то возникает мощный источник плотских соблазнов — которым, впрочем, до поры противостоит главный мачо фильма Пожарский-Филипенко. И хотя пробуждение в нем желания можно понять, то с пробуждением в андроиде женщины все гораздо сложнее, однако сценаристы успешно одолеют и эту ими же придуманную ловушку. Но к финалу загонят в ловушку зрителей — чтобы те ломали головы, разгадывая этот ребус-кроссворд, пока режиссер Карпиловский снимает второй сезон сериала.

Continue Reading

Культура

Разрушают многие, созидают единицы

Разрушают многие, созидают единицы

Published

on

В Москве прошла встреча с Виктором Лошаком, автором книги «Наивные годы. Егор Яковлев и его газета» о газете «Московские новости» 1980-90-х и ее главном редакторе. Разрушают многие, созидают единицы

Виктор Лошак: Я никогда не собирался быть писателем. Эта книга, скорее, ответ на унизительно-насмешливую оценку перестройки и непонятную мне грусть по развалу СССР. Фото: Сергей Куксин

Для одних конец 1980-х — начало 1990-х стало временем обрушения, разгрома всего, что было нажито страной. Другие уверены, что рушилось то, что должно было, что мешало жить. Споры об этом и сегодня не утихли. Гость встречи актер Евгений Миронов, рассказывая о работе над спектаклем "Горбачев", признался, что выложенный в YouTube ролик с читкой фрагментов пьесы вызвал вал таких комментариев, что их нельзя произносить вслух.

Егор Яковлев был одним из тех, кто помог осуществить эти тектонические сдвиги. А книга и прошедший вечер стали попыткой объясниться: чем была значительна его работа. Яковлев собирал в "Московские новости", переформатированные из старой советской газеты в издание-рупор новых времен, журналистов из разных изданий. От журнала "Советское профтехобразование" до тех же "Известий", откуда в "МН" пришел Виктор Лошак: на Яковлева произвел впечатление его репортаж о беглом американском докторе Локшине. Многие из тех, кто работал с Яковлевым, пришли на эту встречу — и презентация книги легко перетекла в вечер воспоминаний. Юрий Рост вспомнил, что в сейфе Яковлева за годы работы собралась целая коллекция не подписанных им заявлений об уходе "по собственному". Дмитрий Якушкин, обозреватель "МН" во Франции и последний пресс-секретарь Бориса Ельцина, рассказал, как в конце 1980-х события в СССР интересовали самых рядовых европейцев, не исключая даже его парижского парикмахера.

Виктор Лошак подбрасывал все новые воспоминания. Было такое: зачитывали до дыр опубликованное только что "МН" письмо 10 главных эмигрантов "Пусть Горбачев предоставит нам доказательства". Первое интервью Лимонова советской прессе. Или рассказ английского журналиста Джона Рэтти о том, как он передавал на Запад подробности секретной речи Никиты Хрущева на двадцатом партийном съезде в Кремле. Вспомнил, как Яковлев заплакал, читая репортаж Лошака из Ленинакана, разрушенного землетрясением.

"Я никогда не собирался быть писателем, — признался Виктор Лошак. — Эта книга, скорее, ответ на унизительно насмешливую оценку перестройки и непонятную мне грусть по развалу СССР". И вспомнил слова автора польских экономических реформ Лешека Бальцеровича о том, как просто перейти от социализма к капитализму: нужно лишь разбить аквариум, выплеснуть воду и сварить рыбок. И вроде бы понятно, как вернуться обратно от капитализму к социализму: склеить аквариум, залить воду. Но что делать с рыбками?

Прямая речь

Из книги Виктора Лошака "Наивные годы. Егор Яковлев и его газета":

Разрушают многие, созидают единицы Фото: Архив "РГ"

"В перестройку журналист был самой авторитетной профессией в стране. Отвечая на вопрос о доверии, люди ставили нас на первое место. С другой стороны, как вспоминал "архитектор перестройки" Александр Яковлев, и власть чрезвычайно прислушивалась к медиа, а сам Горбачев "постоянно нуждался в отклике, похвале, поддержке, сочувствии и понимании, что служило топливом для его тщеславия, равно как и созидательных поступков".

Кредит доверия быстро исчерпался. И это была плата за общий романтизм и наивность. Те, кто вел страну, не вполне представляли контуры будущего, а сами мы, требуя рынка и свободы личности, не всегда понимали, насколько одни личности будут "свободнее" других и как это больно не совпадет с сидящей в сознании миллионов догмой о равенстве и социальной справедливости. Когда перестройка подошла к концу, оказалось, что разрушать могли многие, созидать — единицы. Не стоит отрицать: взлет "Московских новостей" и Егора Яковлева пришелся именно на этап расчистки стройплощадки".

Continue Reading

Культура

«Бондиана» в юбке и с русской душой

"Бондиана" в юбке и с русской душой

Published

on

Спустя три года после дебюта детективно-шпионского романа «Богиня победы», вышедшего из-под пера Нины Пушковой, свет увидел «Эликсир бессмертия». Такое интригующее название получило только что выставленное на полки книжных магазинов продолжение удивительной истории русской красавицы Ники и ее отца Сергея Францева — отставного сотрудника советских и российских спецслужб. Почему события 90-х так интересны нам сегодня, как Пушкова придумывает такие повороты, что не заснешь, пока не прочтешь до конца, кого она видит своим читателем, а также ждет ли нас экранизация написанного легким пером захватывающего романа? Об этом и многом другом «РГ» поговорила с самой писательницей, назначившей рандеву нашему корреспонденту в самом подходящем для этого месте — Центральном доме литератора. "Бондиана" в юбке и с русской душой

Нина Пушкова: Казалось, я пишу роман для женской аудитории, но его с интересом читают и мужчины. Фото: Из личного архива Нины Пушковой

Прочитав за один день "Богиню победы", не сомневался в продолжении увлекательной истории ее главной героини и случайно оказавшихся в ее руках бриллиантов. Каким образом удалось настолько точно и в таких деталях передать страны и города — от Давоса и Женевы до Киева и Токио, куда Нику и ее отца заносят опасные зигзаги схватки с международным криминалитетом и иностранными спецслужбами?

Нина Пушкова: Приключенческие романы, на мой взгляд, — это такое дело, где ты и сам должен быть увлечен своей историей. Иначе читать не будут. Поэтому, рассказывая о драматических приключениях моей героини, я все время думала, а как бы я поступила на ее месте. И в этом смысле Нику я писала с себя. Да-да! Недаром Флобер, закончив "Госпожу Бовари", воскликнул: "Эмма Бовари — это я!" То же самое я могу сказать о своей героине. Я размещала ее в тех городах, где побывала сама. Причем не просто как турист, для которого страна с морем — это пляж и шоппинг с экскурсиями. В этот роман, как в венок, вплетены мои воспоминания о странах, которые меня впечатлили, о людях, с которыми я там общалась. Например, тот же швейцарский Давос, где я присутствовала на выступлениях президентов, премьер-министров от Билла Клинтона до Шимона Переса. Потом я видела этих людей во время закрытых ужинов или обедов, была на приемах, где они не политики, от которых зависят судьбы земного шара, а просто люди. Я видела в них живых людей.

Приключенческие романы, на мой взгляд, — это такое дело, где ты и сам должен быть увлечен своей историей. Иначе читать не будут

Ваш первый роман вышел в 2018 году, а второй — в 2021-м. Как в этот период работалось над продолжением истории Ники и кто стал первым читателем нового романа?

Нина Пушкова: Работалось довольно сложно. Во мне всегда происходит борьба хорошего с прекрасным. Как человек творческий, закончивший театральный ВУЗ, я пишу свои романы так, будто снимаю приключенческий сериал, не зная меры. Но тут появляется мой муж (Алексей Константинович Пушков — председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике, автор аналитической программы "Постскриптум". — Прим. "РГ"), он же — первый читатель и говорит: "А что это за словесный навал?!" Он всегда требует продуманности и безжалостно выбрасывает из текста все, что мешает действию.

Дело в том, что в первой части этой двулогии, которая по сути своей является бондианой в юбке, с женским характером и русской душой, Ника должна была погибнуть. У нее просто не было шансов выжить. Ведь ей пришлось сражаться не только с бандитами, но и со спецагентами. Но когда о гибели героини прочитал мой муж, он категорично сказал: "Переписывай концовку! Ника должна жить. Никогда не убивай главных героев. Они тебе еще пригодятся".

Отсюда и родилась вторая часть этой истории. Я не смогла расстаться с Никой. Моя выжившая в невероятных обстоятельствах героиня начала диктовать мне — своему автору — дальнейшие повороты своей судьбы. К тому же мой французский издатель (во Франции роман "Богиня победы" был издан под названием "Бриллианты Ники". — "РГ") предложил написать продолжение. И я его тогда спросила: а что, по вашему мнению, было бы интересно читателям? Он сказал, что было бы интересно добавить в книгу исторический контекст. Так в романе появились и Сталин, и академик Богомолец, изобретавший для "вождя народов" "живую воду", и олигарх Березовский, и другие персонажи.

Каким вы себе видите своего читателя? Это любители женских романов, детективных историй, шпионских боевиков? Или и те, и другие, и третьи?

Нина Пушкова: Поначалу я считала, что пишу для женской аудитории. Но когда роман вышел, я обнаружила, что его с большим интересом читают мужчины. И делятся откликами. Как я понимаю, поначалу им просто любопытно, что же там такого написала жена политика и телеаналитика Пушкова. А затем они уже попадают в сети романа. Так рассказывал мне один прочитавший "Богиню победы" знакомый, который впоследствии начал дарить мою книгу своим друзьям. Когда он читал роман, то делал закладки на страницах, удивляясь, откуда я знаю о том, как делают виски, как курят сигары или как метать боевой нож ирландского террориста. Мои читатели оказались прекрасной фокус-группой. Я поняла, что мой роман адресован определенному типу личности — людям, которые любят меняться, которые не боятся трудностей, которые принимают вызовы судьбы и не бегут от них.

Моему читателю, путешествующему по миру, будет интересно увидеть своими глазами описанные в романах места. Например, в Сингапуре он наверняка пойдет в бар посмотреть на официанток с крыльями, которые летают за вином на 6-метровую высоту. Или, оказавшись под Лондоном в Брайтоне, обязательно полюбопытствует, где же тот знаменитый отель, в котором было совершено покушение на Маргарет Тэтчер. Если можно так сказать, чтение романа "апгрейдит", развивает моего читателя, причем в увлекательной форме.

Судя по описанной в "Эликсире бессмертия" схватке российского спецагента Францева с собирательным образом западного шпиона в лице некого Стива, который замышляет что-то нехорошее в своем тайном институте с опасными штаммами и несет биологические угрозы России, в книге явно чувствуются последние веяния международной жизни. В вашем представлении противостояние России и Запада, пусть даже перенесенное в приключенческий роман, неизбежно?

Нина Пушкова: У меня нет романтических иллюзий на этот счет. Я жила в Европе — в Праге, в Женеве, в США подолгу гостила у американских друзей и могу с уверенностью сказать, что мы с ними очень разные… Наша семья хорошо знает западный мир. У меня свекор закончил МГИМО, а затем работал дипломатом, и муж, и дочь тоже дипломаты. По долгу службы мы жили и работали заграницей. И мне всегда было интересно изучать психологию иностранцев, сравнивать разные менталитеты, различное восприятие одного и того же явления, оценка которого у нас и у них зачастую совершенно разнится. "Два мира — два Шапиро", как шутили в советское время: один ученый по фамилии Шапиро был наш, а другой, с той же фамилией, — американский.

Однажды на выступлении моего мужа в весьма искушенной в международных делах западной аудитории в ходе дискуссии поднялся человек и спросил: "Господин Пушков, почему мы не понимаем друг друга, ведь мы же цивилизационно очень похожи". Нет! Не похожи! У нас разная история, разная религия, разный климат, география… Мы и мыслим по-разному: скажем, у них, как и у нас, есть такое понятие — "свобода", но они не понимают, что такое "воля", "вольница". А "совесть" у них переводится как "сознание"; а у нас же совесть очень близка к нравственности, к нравственному чувству.

Не будем забывать также, что мы — страна Достоевского. Достоевский, как известно, задавался вопросом о смысле бытия. В отличие от Запада мы и по сей день мучаемся нравственными вопросами: что "по совести", а что нет; что истинно, а что нет. Кстати, в английском языке понятие "истина" не существует. Оно обозначается тем же словом, что и "правда", — truth. А ведь понятия формируют национальное сознание, тип мышления и нравственности. Америку, с ее недавней государственностью, которая возникла тогда же, когда в Москве по приказу Екатерины II был заложен Большой театр, воспитывал Голливуд. Поэтому стоит ли удивляться, что главный герой Дэна Брауна — гениальный профессор, разгадывающий Код да Винчи, носит часы с Микки Маусом. Но кто у нас будет носить такие часы? Разве что подросток…

С учетом столь лихо закрученного сюжета вашего романа весьма любопытно, ждет ли нас экранизация "Богини Победы" или "Эликсира бессмертия"?

Нина Пушкова: Дело в том, что любая экранизация требует денег. А с учетом географии приключений Ники это должен быть весьма большой бюджет. Если в России найти средства по различным причинам не получится, то, возможно, за это возьмутся в другой стране. Я бы очень хотела увидеть экранизацию, поскольку история приключений Ники — вещь сериальная и могла бы смотреться не хуже "Ликвидации", как сказал мне один известный продюсер. И я верю в это. Роман уже переведен на французский и греческий языки, а сейчас его переводят на итальянский. И хотя это русская история, но она разворачивается не только в России, но и во внешнем мире — от Токио до Брюсселя.

Значит нельзя исключать и то, что после Москвы и Киева, Токио и Сингапура, Брюсселя и Лондона приключения Ники продолжатся в Афинах или, скажем, Риме?

Нина Пушкова: Такой поворот в принципе возможен — в новой книге. Если она, конечно, будет. Но иногда продолжение романа возникает из обычных разговоров — таких, как наш с вами.

Ключевой вопрос

Почему читатель должен сочувствовать героине романа Нике, укравшей бриллианты и именно поэтому ставшей мишенью для преступников?

Нина Пушкова: Да, главная героиня, оказавшись в критической ситуации, похитила бандитские бриллианты, а этот вопрос возвращает нас в страну Достоевского. Но виновна ли она? Ответ сложнее, чем кажется. Ведь в след за Раскольниковым многие до сих пор задаются вопросом, кто я и на что имею право. Можно ли быть воровкой и сохранить душевную чистоту? Да, Ника нарушила библейскую заповедь "не укради", но она не нарушила нравственный закон. Ведь у человека должна быть ответственность и перед самим собой, ответственность за свою жизнь и судьбу. И Ника берет на себя эту ответственность, несмотря на все риски, что и вызывает симпатию читателей. Это важный вопрос: до какой грани может дойти человек в самозащите? Если отец ворует деньги у вора, чтобы спасти своего смертельно больного ребенка, разве мы осудим его? На эти вопросы я и пытаюсь ответить в своем романе. Воздается ли нам за риск, за стремление сохранить себя в ситуации с потерей личности?

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Лор рассказал, как можно лишиться слуха после споров с начальником Лор рассказал, как можно лишиться слуха после споров с начальником
Здоровье39 минут ago

Лор рассказал, как можно лишиться слуха после споров с начальником

© pexels.com Оказывается, после конференц-связь по Zoom с сердитым начальником или строгим учителем можно оглохнуть. Как стало известно ridus.ru, при сильном стрессе...

Минздрав ответил на претензии пациенток, которых не пускают в теплый туалет Минздрав ответил на претензии пациенток, которых не пускают в теплый туалет
Здоровье2 часа ago

Минздрав ответил на претензии пациенток, которых не пускают в теплый туалет

© кадр из видео В гинекологическом отделении городской больницы Анжеро-Судженска в Кемеровской области стоит с трудом выносимый холод, а пациенток даже не пускают в теплый туалет....

Володин: Подвиг жителей Ленинграда никогда не будет забыт Володин: Подвиг жителей Ленинграда никогда не будет забыт
Общество2 часа ago

Володин: Подвиг жителей Ленинграда никогда не будет забыт

Героизм жителей блокадного Ленинграда помог выстоять в тяжелейший период Великой Отечественной войны, их подвиг никогда не будет забыт. Об этом...

Исследователи рассказали, как антибиотики могут повлиять на развитие детей Исследователи рассказали, как антибиотики могут повлиять на развитие детей
Здоровье2 часа ago

Исследователи рассказали, как антибиотики могут повлиять на развитие детей

© pexels.com Новое исследование ученых из университета Бар-Илан (Израиль) показало, что лечение детей антибиотиками в течение 14 дней после рождения связано со снижением...

«Нечего дать населению»: Bloomberg сравнил вакцинацию в Крыму и на Украине «Нечего дать населению»: Bloomberg сравнил вакцинацию в Крыму и на Украине
Здоровье3 часа ago

«Нечего дать населению»: Bloomberg сравнил вакцинацию в Крыму и на Украине

Вакцинация от коронавируса в Симферополе © Сергей Мальгавко/ТАСС Западные журналисты заметили плачевную ситуацию с вакцинацией от коронавируса на Украине, где местному правительству до сих...

В Москве отменяют запрет на работу ресторанов и баров в ночное время В Москве отменяют запрет на работу ресторанов и баров в ночное время
Общество3 часа ago

В Москве отменяют запрет на работу ресторанов и баров в ночное время

Своим новым указом мэр Москвы Сергей Собянин отменил ограничения на ночную (с 23.00 до 6.00) работу предприятий общественного питания, ночных...

В Роспотребнадзоре рассказали, когда ждать спад заболеваемости COVID-19 В Роспотребнадзоре рассказали, когда ждать спад заболеваемости COVID-19
Здоровье4 часа ago

В Роспотребнадзоре рассказали, когда ждать спад заболеваемости COVID-19

© Михаил Метцель/ТАСС Заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов объявил, что заметное снижение заболеваемости COVID-19 в России начнется в марте. Текущую...

Россияне уступили первое место по купленной недвижимости в Анталье Россияне уступили первое место по купленной недвижимости в Анталье
Экономика6 часов ago

Россияне уступили первое место по купленной недвижимости в Анталье

Вид Анкары © РИА Новости. Алена Палажченко Читать 1prime.ru в   АНКАРА, 27 янв — ПРАЙМ. Граждане РФ впервые за последние годы...

В мире7 часов ago

Экс-глава администрации Трампа назвал нелепыми усилия демократов по его импичменту

Москва. 27 января. INTERFAX.RU — Экс-глава администрации Дональда Трампа Марк Медоуз считает, что усилия демократов по объявлению импичмента экс-президенту обречены...

Наука8 часов ago

Reuters: ученые создали еще два эмбриона северного белого носорога

Их поместили в жидкий азот в лаборатории в Италии, они ожидают пересадки суррогатным матерям БЕРЛИН, 26 января. /ТАСС/. Международная группа...

Популярное