Свяжитесь с нами

Культура

Гармония дисгармонии

Гармония дисгармонии

Опубликовано

Гармония дисгармонии

С выдающимся композитором Фаустасом Латенасом было очень приятно и очень полезно встречаться: глядя на него, всегда казалось, что все в жизни идет правильно, как должно. Весь его вид, спокойная манера разговаривать, улыбка — всегда доброжелательная, и никогда не злая — говорило о том, что жизнь идет, как надо. Это был прочный человек. За него хотелось схватиться, чтобы то самое житейское море совсем не поглотило.

Он не должен был умереть. И потому, что 64 года — совсем не возраст смерти. И потому, что не написана еще вся музыка к «Войне и миру» — спектаклю, над которым сейчас работает Римас Туминас. Но кое-что написано, и, дай Бог, Римасу Владимировичу сил и здоровья, мы эту музыку услышим.

Вспоминая Фаустаса Латенаса, я думаю о Римасе Туминасе. Ну, сколько испытаний можно насылать на этого человека? Латенас был не просто автором музыки к спектаклям Туминаса, он был полноправным соавтором. И «Евгения Онегина», и «Улыбнись нам, Господи!», и «Эдипа»… На Симоновской сцене театра Вахтангова музыка, приглашающая зрителей в зал, — мелодия из «Евгения Онегина», ставшая символом нового времени, нового взлета Вахтанговского театра.

Спектакли Туминаса и другого гения театра Эймунтаса Някрошюса не отделимы от музыки Латенаса, которая не есть музыкальное оформление, но — музыкальная суть спектакля.

Когда Фаустас приезжал в Москву, его всегда можно было найти в кабинете Туминаса. Эти два мастера делили не только кабинет, они делили жизнь. Мне кажется, что Римас Владимирович потерял не только ближайшего друга и соавтора, но часть себя. Господи, дай ему сил и энергии перенести все, что на него свалилось…

Про некоторых людей говорят: это человек театра. Про Фаустаса Латенаса можно было сказать: человек-театр. Конечно, он был гораздо больше, чем композитор. Он руководил Вильнюсским малым театром (тем самым, что создал Туминас) и Национальным драматическим театром Литвы. Был заместителем министра культуры Литвы, и советником премьер-министра…

Спокойный, уравновешенный, абсолютно точный в оценках человек. Он всегда казался мне мудрецом, который понимает о жизни что-то такое, чего мы не понимаем.

Про Фаустаса Латенаса можно было сказать: человек-театр. Конечно, он был гораздо больше, чем композитор

В многочисленных некрологах, посвященных Фаустусу, его то и дело называют «театральным композитором». С одной стороны, это так, с другой — очень узко для Латенаса. Он был просто выдающийся композитор. Я понял это, купив в фойе театра Вахтангова его диск с нетеатральной музыкой.

Это была не просто музыка, но крик человека, который хочет превратить дисгармонию жизни в гармонию. Казалось, что каждая нота написана страдающим человеком. Трагическая музыка, которая все равно, вопреки, если угодно — назло хотела подарить нам оптимизм.

И был замечательный концерт Фаустаса Латенаса в Большом зале Московской консерватории. Не каждый современный композитор удостаивается чести — сольный вечер в БЗК. Это был концерт очень мощного, очень современного и, если угодно, «всевременного» композитора.

Фаустас Латенас понимал: музыку в театре услышит больше людей, чем в концертном зале. И — да, он стал известен именно благодаря тому, что писал для театра, в первую очередь — для Някрошюса и Туминаса. Но это вовсе не означает, что у него нет иной, как принято говорить, «классической» музыки. Эту музыку нам еще предстоит как следует услышать и понять. Эта музыка забирается в самые глубины нашей души и рассказывает о том, в чем мы, подчас, сами себе стеснялись признаться. Я абсолютно убежден: это вечная музыка.

Фаустас Латенас не раз говорил: «Я хочу, чтобы моя музыка звучала. Я хочу, чтобы ее слышали люди». Он трудился со многими режиссерами. Мне тоже посчастливилось быть среди тех, кто работал с Латенасом, когда в театре Вахтангова я ставил «Брюсов переулок» — свою интерпретацию произведений Валерия Брюсова.

Фаустас Латенас не раз говорил: «Я хочу, чтобы моя музыка звучала»

У него был удивительный метод работы, уникальный, как, впрочем, и все в нем. Мы с ним сидели, обсуждали, какой должна быть музыка. Не конкретно, как это чаще всего бывает: здесь такая-то мелодия, а здесь — такая, а в общем — какое настроение должна создавать, как показывать эпоху, с какими композиторами начала века перекликаться.

А потом Фаустас принес мне около двадцати дисков с разной музыкой: выбирайте, режиссер! Там была и музыка, специально написанная для спектакля, в частности, замечательный романс на стихи Брюсова, и созданная раньше, и даже какие-то звуки, которые казались Фаустусу подходящими для нашей работы. Сидя в кабинете Туминаса, Фаустас ставил разные диски, и я чувствовал себя оглушенным этой музыкой.

Дальше я выбирал из всего этого богатства то, что мне необходимо. В частности, для романса Латенас написал несколько вариантов. Представляете? Он написал несколько разных мелодий на одно стихотворение, чтобы режиссер мог выбрать. На мой взгляд, щедрость — это одно из обязательных качеств таланта.

Работа с Фаустасом Латенасом для любого режиссера — это не просто работа с композитором, это то самое, неясное, но чрезвычайно важное сотворчество. На репетициях Латенас делал очень точные замечания, интеллигентно, но всегда правильно. Он был соучастником действа, а не зрителем.

Как вы понимаете, я знаю много театральных людей. С некоторыми работал. Среди них мало тех, кто понимал, и, главное, чувствовал театр, как Фаустас Латенас — человек-театр.

Фаустас Латенас незабываем. А потому — вечен.

Читать далее
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Подготовка к фестивалю «Спасская башня» вышла на финишную прямую

Подготовка к фестивалю "Спасская башня" вышла на финишную прямую

Опубликовано

Подготовка к фестивалю "Спасская башня" вышла на финишную прямую

Открытие фестиваля «Спасская башня» запланировано на 27 августа. То есть до старта осталось чуть больше 100 дней, а это значит, организаторы фактически выходят на финишную прямую.

Билеты продаются, участники готовятся, место встречи анонсировано прежнее: Красная площадь. Это важное дополнение, поскольку в прошлом году фестиваль из-за пандемии изменил формат и прошел в парке "Патриот".

Связываюсь с руководителем дирекции фестиваля Сергеем Смирновым.

Сергей Николаевич, чтобы не скатываться к банальному "а будет ли фестиваль?" — спрошу с прямотой завсегдатая "Спасской башни". А какой он по счету будет?

Сергей Смирнов: Четырнадцатый!

Теперь понимаю, почему в названии военно-музыкального фестиваля слово "военный" стоит перед определением "музыкальный". Вы в традициях военных хитростей ушли от мистического числа "13". Получается, что 13-го как бы и не было.

Сергей Смирнов: Тринадцатый военно-музыкальный фестиваль мы провели в прошлом году. В онлайн-формате: на Соборной площади Главного храма Вооруженных сил РФ. И наша "Спасская башня" была единственным в мире военно-музыкальным фестивалем, который в 2020 году все-таки состоялся. Да, пусть в сокращенном варианте, без зрителей на трибунах, без иностранных участников. И всего одно вечернее представление. Но его смогли увидеть в прямом эфире миллионы зрителей.

Эдинбург — Москва: фестивальный марафон из лучших шоу мира

Детский городок в этом году будет? Или, правильнее будет так: выступления детских и подростковых оркестров на Красной площади планируете провести в том формате, какой был до пандемии?

Сергей Смирнов: Детский городок будет, готовим традиционную программу. Но проводить будем с учетом актуальных на момент проведения ограничений. Подготовка идет полным ходом. Окончательное решение будет, конечно, принято накануне открытия фестиваля, ориентировочно — в августе, когда будет понятна эпидемиологическая ситуация. Хотя мне даже это слово неприятно произносить.

Я понимаю, что гадать можно сколько угодно, но никто не может знать, что будет летом. Тем не менее детский городок установите на прежнем месте: около Исторического музея, так?

Сергей Смирнов: Да, на своем месте. Место встречи изменить нельзя.

Трибуны на Красной площади вмещают примерно 7 тысяч человек. Пока в продаже 50% мест. Собственно, как и у всех фестивалей. Когда планируете решить судьбу остальных?

Сергей Смирнов: Пока распространение билетов идет в соответствии с действующими ограничениями, которые приняты на уровне руководства Москвы. Решение о судьбе оставшихся мест, я так понимаю, будет принято в июне-июле. Все зависит от того, как будут развиваться события.

Ваши друзья и отчасти конкуренты из Royal Edinburgh Military Tattoo в этом году надеются провести свой фестиваль с 6 по 28 августа. "Спасская башня" стартует 27 августа. Получается своего рода милитари тату-марафон?

Сергей Смирнов: Такие накладки происходят много лет. Мы не составляем им конкуренции, и совсем не портим их праздник. Руководство эдинбургского фестиваля всегда приглашаем в гости, в Москву. И они принимают наше приглашение. Как, впрочем, и руководители других крупнейших фестивалей: швейцарского, финского и других.

Я посмотрел: в Эдинбурге на день открытия доступны билеты в ценовом диапазоне от 44,5 до 329 фунтов стерлингов, что по текущему курсу от 4560 до 33 700 рублей. Самые дешевые — "на галерку", а дорогие билеты включают обед или ужин в ресторане в центре Эдинбурга. Ваш ответ Чемберлену? О "чемберлене" я в добром смысле слова, конечно.

Сергей Смирнов: В день открытия — 1200-5400 рублей. Без ресторана. Цены в другие дни работы фестиваля и на разные трибуны можно посмотреть на официальном сайте фестиваля spasstower.ru.

Сейчас с ценами обстановка везде несколько нервозная. Ваш зритель может надеяться, что вы резко не измените цены?

Сергей Смирнов: Мы так не поступаем. К тому же у нас "потолок цен" лишь на так называемой вип-трибуне, а там в свободную продажу поступает относительно мало билетов. Туда приглашаем наших старых друзей и уважаемых гостей.

Которых по традиции представляете перед началом выступления: ведущий в микрофон их объявляет. Можно увидеть неожиданных персон, например, генерала спецслужб азиатской страны, руководителя карнавала из Южной Америки…

Сергей Смирнов: Послы, военные атташе, министры, звезды мировой величины.

Для тех, кто предъявит справку о вакцинации, предусмотрены какие-то преференции? Например, смогут сидеть на трибуне не через пустое кресло, а в тесной компании?

Сергей Смирнов: Об этом рано говорить. Могу сказать лишь свое личное отношение. Вакцинироваться надо. Те, кто затягивает с решением, — не тяните. Как человек переболевший, я знаю, о чем говорю. Но что касается преференций для вакцинированных, то это вопрос очень сложный и спорный. И уж точно он вне компетенции организаторов фестивалей.

Кстати

У фестиваля сформировался постоянный зритель. Включая детей и тинейджеров. На днях автор этих строк общался с молодежью. И был трогательный момент. Маленькая девочка спрашивает: а фестиваль в этом году будет? Я отвечаю: должен быть. Она: а лошадки?

Сергей Николаевич, вам и переадресую вопрос от имени юных поклонников военно-музыкального шоу: лошадки-то будут?

Сергей Смирнов: Лошадки будут! Так и передайте: обязательно будут, они сейчас репетируют новые номера. Кремлевская школа верховой езды истосковалась по нам, преданным зрителям. У школы те же проблемы, что и у устроителей любых шоу — негде показать себя во всей красе. Готовят нам новую программу, причем изо всех своих сил: и человеческих, и… Получается, что и нечеловеческих — тоже.

Памяти маэстро

Немного о грустном. Из-за осложнений на сердце после перенесенного ковида минувшей зимой ушел из жизни легендарный "золотой голос" фестиваля Евгений Хорошевцев. Ученик Юрия Левитана, он вел протокольные мероприятия в Кремле, был диктором Парада Победы. Надо ли зрителям, проявлять инициативу, предлагать варианты по его увековечению? Или, поскольку он личность государственного масштаба — то на уровне государства и будет принято решение, иная инициатива? Ваше мнение?

Сергей Смирнов: Конечно, будем помнить всех, кто ушел. И из-за ковида, и не только. Будем обсуждать и такие вопросы. Инициатива с мест, думаю, никогда не лишняя… Напомню, что у каждого фестиваля есть главная тема. В этом году мы посвятим фестиваль всем людям, которые помогли и помогают другим выжить. Конечно, прежде всего это врачи, но не только. Также волонтеры, и вообще все, кто участвовал в борьбе с распространением ковида, открыв в себе новые человеческие черты. Может быть, даже неожиданно для самих себя.

И никого из тех, кто столько сделал для "Спасской башни", никогда не забудем.

Подробности

Полный текст интервью доступен на сайте "РГ".

Читать далее

Культура

Эдуард Бояков: Во МХАТе не только новый репертуар, в нем — новая реальность

Эдуард Бояков: Во МХАТе не только новый репертуар, в нем - новая реальность

Опубликовано

Эдуард Бояков: Во МХАТе не только новый репертуар, в нем - новая реальность

С художественным руководителем МХАТ им. Горького Эдуардом Бояковым на днях продлен контракт на пять лет. Об этом было объявлено на встрече творческого коллектива театра 13 мая.

В МХАТ им. Горького, среди авторов которого большие современные писатели, а среди зрителей все больше знатоков культуры — новые премьеры и проекты. Но в Устав театра внесены изменения, меняющие управлением им. Об этих и других новостях мы говорим с художественным руководителем театра Эдуардом Бояковым.

Прежде чем говорить о премьерных планах, расскажите, как живет театр за кулисами?

Эдуард Бояков:  У нас каждый день одновременно репетируется по 5 -6 спектаклей. Проблема с репетиционными  помещениями, из-за которых все ругаются. Но это счастливая ситуация, совсем не похожая на ту, что я застал три года назад, когда огромнейшие помещения театра в сотни квадратных метров использовались либо, как склады, либо, как свалка (мусор вывозить было дорого). От некоторых помещений терялись ключи, а при их обнаружении всплывала неучтенная антикварная мебель XIX века…

Вы по-прежнему стремитесь удивлять зрителя на сцене?

Эдуард Бояков: Конечно. И удивлять, и просвещать. Сейчас у нас Рената Сотириади репетирует спектакль "Чудесный грузин". Из невероятно острой, смешной, энергичной, глубокой пьесы о молодом Сталине мы делаем спектакль о том, как рождается тиран. Эта тема еще связана и  с мхатовскими булгаковскими эпизодами, ведь Булгаков написал к юбилею Сталина  пьесу "Батум", которую Сталин закрыл.  При этом Сталин 14 раз смотрел во МХАТе  булгаковские "Дни Турбиных". В  нашем спектакле будет много грузинской музыки, мощные профессионалы помогают нашим артистам осваивать пение на 4 и 5 голосов и убедительно танцевать лезгинку.

Параллельно у нас репетируется спектакль "Женщины Есенина", в котором мы исследуем  не только отношения поэта с женщинами, но и отношения с родителями, прежде всего с матерью. Мы ищем и находим благодаря книге Захара Прилепина  объяснения тяжелого надлома в этом светлом гении.

Мы начинаем работу над спектаклем о Шостаковиче по пьесе выдающегося культуролога Соломона Волкова, одного из самых глубоких исследователей  и знатоков русской культуры, автора книг-диалогов с Бродским, Шостаковичем, Баланчиным. Мы подружились с Соломоном, у нас сложились теплые и глубокие отношения. Мне очень дорого слышать от него, что он впервые в жизни чувствует себя "в команде, в коллективе".  Я, кстати, посылал ему "Чудесного грузина", все-таки рискованно ставить спектакль о Сталине, можно получить со всех сторон. Но он написал, что пьеса прекрасна.

Не хотите поставить тексты Александра Зиновьева о сталинской эпохе?

Эдуард Бояков: Мы много думаем о постановке философских текстов на театральной сцене. Наверное, и до них дойдет дело. Но пока я репетирую "Хлорофилию" Андрея Рубанова. После "Лавра" Евгения Водолазкина, действие которого происходит в XV веке, мы решили заглянуть в  XXII век, это будет страшная антиутопия.

Это анонсы будущих премьер, а складывается ли уже сделанное в цельную репертуарную политику?

Эдуард Бояков: Мы сейчас стараемся уйти от жанра деклараций, авансов и анонсов. Начинали мы с манифестов. Но сегодня уже, действительно, можно говорить о том, что сделано. Ситуация в текущем сезоне изменилась в принципе.  Творческое, зрительское, культурное, медийное сообщества, по-моему, уже поняли,  что  мы  вошли в круг лидеров…

По каким признакам определяется сегодня театральное лидерство?

Эдуард Бояков: По разным. Прежде всего, публика. Начиная с социологических рейтингов (мы оказались в этом сезоне в их топе) и заканчивая профессиональной и интеллектуальной публикой. Не хочется быть нескромными,  но среди наших зрителей — крупнейшие писатели, философы, культурологи, режиссеры.  Алексей Варламов, Сергей Шаргунов, Алексей Козырев, Михаил Лермонтов, Владимир Бортко, Владимир Меньшов.  Мой любимый писатель, ректор Литинститута Алексей Варламов говорил мне, побывав на премьере реконструкции "Вишневого сада", что первый раз по-настоящему почувствовал сказанное Чеховым в этой пьесе. Рядом с творческой элитой — хирург Лео Бокерия,  спортивная легенда Владислав Третьяк, депутаты, сенаторы, губернаторы, иерархи церкви, целый ряд бизнесменов из списка "Форбс". Естественно  и светская публика подтягивается от Урганта до Анфисы Чеховой. Но мы не работаем для какой-то группы, мы строим национальный театр, это миссия МХАТ с момента основания. И участвовали в этом всегда разные силы — и государство, и меценаты. Сейчас из наших верных зрителей возникает клуб попечителей театра.

Второй признак театра-лидера — умение хранить традиции. Здесь нельзя не заметить  и нашу реконструкцию "Трех сестер" Немировича-Данченко, и прекрасный  "Вишневый сад" в великих декорациях Владимира Серебровского, но с оригинальной и свежей режиссурой Валентина Клементьева и, по-моему, выдающейся игрой Анны Большовой в роли Раневской. Начиналась эта линия с реконструкции "Синей птицы". Мы поменяли участь этого великого спектакля. Долгое время он был для актеров ссылкой и наказанием: приходить в выходной в 12  дня, чтобы дышать алкогольным перегаром из уст коллег и задавать себе гамлетовские вопросы о смысле  актерской профессии?  Восстановленный же после большой изыскательской и  научной работы спектакль теперь для них почти святыня. Актеры осознают, что это единственный спектакль Константина Станиславского в мировом репертуаре,  и гордятся этим. И зрители реагируют на него совершенно по- другому. Мы заметили неожиданную закономерность: если к премьерным спектаклям интерес к концу сезона падает, то к реконструкциям  только растет. И отдельное удовольствие наблюдать, как вместе с ними растет зритель.

Сейчас мы собираемся реконструировать  "Белую гвардию" в декорациях Серебровского.

Но мы не собираемся ограничиваться реконструкциями, и движемся в своих творческих поисках в разных направлениях.

Важнейший момент — встречи  с современными текстами, с "Лавром" Евгения Водолазкина,  "Красным Моцартом"  Дмитрия Минченка, "Звездной пылью" Наталии Мошиной, это ведь тоже миссия МХАТ.

У нас в репертуаре много таких неожиданных "встреч". Музыкальные спектакли встречаются с документальными, детские со взрослыми. И возникает полноценная и очень красивая мозаика.  Да, МХАТ — национальный театр. Это уже не просто декларация и демонстрация амбиций. Мы понимаем, что в каком-то отношении — после "Красного Моцарта",  "Некурортного романа", "Нюрбергского вальса",  "Вишневого  сада",  "Леса"  в режиссуре Крамера с Мерзликиным и Саятвиндой в главных ролях, и наконец, "Лавра", на который  за месяц не достать билетов — это уже случилось.

Я уверен, что театр-лидер должен вслед за живой историей включать  в себя противоречивые и даже противостоящие друг другу фигуры. Мы, похоже, пока  единственный театр, где можно увидеть в течение месяца спектакль  про молодого Сталина и про Николая Второго, про Столыпина и про Дунаевского, про православных святых Петра и Февронию и про радикальных художников, которые устраивают протестные акции (наша недавняя премьера "На стриме" Александра Звягинцева), про  Великую Отечественную войну и про Христовы Страсти (оратория митрополита Иллариона, исполняемая "Виртуозами Москвы")…

Вы  чувствуете полную  уверенность в своих силах.

Эдуард Бояков: Внутренняя уверенность есть. Но когда я  говорю, что наш проект уже случился и есть результаты, это не означает, что позиции нашей творческой команды непоколебимы. Увы, разрушать легче, чем созидать. Люди слетают с куда более высоких постов, чем наши с Захаром Прилепиным, чья политическая карьера (хотя  в театре мы обсуждаем с ним только творческие вопросы) нам тоже, наверное, аукается.  Надеюсь, что встреча с министром культуры поможет нам многое понять. В том числе разобраться с выводами проверки Министерства…

Той, что выявила нарушения расходования средств на оплату труда, в осуществлении госзакупок и  неправильном использовании президентского гранта?

Эдуард Бояков: Мы сразу же устранили часть полученных замечаний,  а с другой стороны — мы не согласны. Но это рабочий момент.  Спешим пояснить, поскольку все были взбудоражены формулировкой "материалы переданы в прокуратуру", что  получили два документа из прокуратуры, в которых сказано, что  серьезных нарушений у нас нет, речь именно о замечаниях. Но кто-то пытается раздуть из этого скандальные медийные сюжеты.

Вы считаете, что кто-то старается испортить репутацию нового МХАТа?

Эдуард Бояков: Я просто знаю расценки Telegram-каналов, раздувающих сюжеты против театра. И названия агентств, в этом задействованных. Так  появляются кричащие заголовки "Доронина возвращается к управлению МХАТом", хотя Татьяна Васильевна как была так и остается президентом театра. Кому  нужны эти глупости, кто заказчики?

Во-первых, мы очень раздражаем либеральную прозападную творческую интеллигенцию. Любовью к России, обращенностью к православной культуре, стремлением на философском и эстетическом уровне противостоять идеологии распада личности и общества. Мы единственный театр  в Москве, который на большой сцене сегодня может позволить себе играть, например, Валентина Распутина! И  наш "Последний срок" в постановке Сергея Пускепалиса с каждым месяцем  все более востребован столичным зрителем.

Во-вторых, есть узкое патриотическое "гетто", многие годы считавшее  пространство великорусского и православного дискурса "своим". Их балаганная риторика всем известна  — "нас отодвинули, а евреи, капиталисты и гомосексуалисты захватили все посты".  Успехи МХАТ разоблачают ущербность этого, поэтому они истово борются против нас.

И наконец, есть третий тип противников — бизнес-структуры, которым в своих интересах везде нужно посадить "своих" людей.  А поскольку МХАТ уже фигурирует  в государственных бумагах как объект, которого ждет реконструкция ценою не менее 10 миллиардов рублей, то мы для них пусть не самый жирный, но лакомый кусочек. Ни для кого не секрет, что большое количество строительных бизнесов сращено с самыми разнообразными  бюрократическими структурами, сидит же бывший замминистра культуры Григорий Пирумов в тюрьме, читаем же мы про скандалы в самых разных сферах — от фармацевтической до сельскохозяйственной.  И я бы не сказал, что мы живем в стране, уже не имеющей отношения к подобным сюжетам. Разумеется, этим трем силам нет никакого дела до идеи создания национального театра. Но, я думаю, сильный национальный театр выгоден тем силам, которые действительно служат России — в культуре, в экономике, в политике, по-моему, включая президента.

Новости под заголовком "Доронина возвращается к управлению МХАТом", похоже, рождены изменениями в Уставе театра?

Эдуард Бояков: Изменения в Уставе никак не коснулись Татьяны Васильевны. Они предполагают существенное расширение полномочий директора театра. Он перестает быть просто исполнительным директором, заключает контракт с Министерством культуры, и отчитывается перед ним за все финансовые и экономические  действия театра. Я остаюсь художественным руководителем театра. Если все будет правильно сделано, то меня такой поворот может только радовать:  у меня остается больше времени на творческие дела.

Это не ситуация двоевластия?

Эдуард Бояков:  Конечно, конфликт директора и худрука это самое  страшное, он всегда  убивает театр, вне зависимости от того, кто в нем побеждает.  Но Олег Михайлов, который проработал у нас полтора года сперва завтруппой, а потом исполнительным директором, показал себя серьезным и качественным специалистом. Он опытнейший человек, был директором Камерного театра под руководством Бориса Покровского, и, похоже, что при нем там все делалось ради творчества. Затем он с Натальей Солженицыной создавал музей Солженицына. Для меня очень значимы и Покровский, и Солженицын. В последний день рождения Александра Исаевича Наталья Дмитриевна Солженицына приходила в театр "Практика" посмотреть  наш "Один день Ивана Денисовича". Надеюсь, что символика этих событий застрахует и наши с Михайловым отношения. Тем более, что в качестве директора его предложил именно коллектив театра, мои коллеги.

Почему в СМИ все время всплывает идея некоего "реванша" Татьяны Дорониной? У Татьяны Васильевны  есть творческие идеи, которым вы не даете реализоваться?

Эдуард Бояков:  Все в театре слышали от меня десятки раз, что мы всегда готовы радушно встретить Татьяну Васильевну и рассмотреть любой ее творческий запрос и идею. Но прежде всего мы рады были бы показать ей наши премьеры, потому что за два года, что она не появлялась в театре, у нас произошло огромное количество событий. Здесь новый репертуар, новый зритель, новая реальность — и мы  с радостью готовы познакомить ее со всем этим. Изменения в Уставе уж точно ничего не меняют в отношении нашей открытости. Как и нашей творческой стратегии, она не изменится.

Если односложно, то какая она?

 Эдуард Бояков:  Сотрудничество с лучшими писателями и драматургами. Создание мощной труппы и привлечение выдающихся артистов на отдельные роли. Работа с разными жанрами, в том числе музыкального спектакля (у нас уникальная акустика зала и оркестровая яма). Работа с великим мхатовским наследием. Создание уникальных декораций в сотрудничестве с крупными художниками. Развитие проекта "Открытые сцены МХАТ", который привлекает лучших философов, поэтов, хореографов. Ряд образовательных проектов с ГИТИС, Британской Школой Дизайна и так далее.

— Но новости под заголовком "Доронина возвращается к управлению МХАТом", видимо, рождены еще и изменениями в Уставе театра?

Эдуард Бояков: Изменения в Уставе никак не коснулись Татьяны Васильевны. Они предполагают существенное расширение полномочий директора театра. Он перестает быть просто исполнительным директором, заключает контракт с Министерством культуры, и отчитывается перед ним за все финансовые и экономические  действия театра. Я остаюсь художественным руководителем театра. Если все будет правильно сделано, то меня такой поворот может только радовать:  у меня остается больше времени на творческие дела.

— Это не ситуация двоевластия?

Эдуард Бояков:  Конечно, конфликт директора и худрука это самое  страшное, он всегда  убивает театр, вне зависимости от того, кто в нем побеждает.  Но Олег Михайлов, который проработал у нас полтора года сперва завтруппой, а потом исполнительным директором, показал себя серьезным и качественным специалистом. Он опытнейший человек, был директором Камерного театра под руководством Бориса Покровского, и, похоже, что при нем там все делалось ради творчества. Затем он с Натальей Солженицыной создавал музей Солженицына. Для меня очень значимы и Покровский, и Солженицын. В последний день рождения Александра Исаевича Наталья Дмитриевна Солженицына приходила в театр "Практика" посмотреть  наш "Один день Ивана Денисовича". Надеюсь, что символика этих событий застрахует и наши с Михайловым отношения. Тем более, что в качестве директора его предложил именно коллектив театра, мои коллеги.

— Почему в СМИ все время всплывает идея некоего "реванша" Татьяны Дорониной? Может, у Татьяны Васильевны  есть творческие идеи, которым вы не даете реализоваться?

Эдуард Бояков:  Все в театре слышали от меня десятки раз, что мы всегда готовы радушно встретить Татьяну Васильевну и рассмотреть любой ее творческий запрос и идею. Но прежде всего мы рады были бы показать ей наши премьеры, потому что она уже два года не появлялась в театре, а у нас произошло огромное количество событий. Здесь новый репертуар, новый зритель, новая реальность — и мы  с радостью готовы познакомить ее со всем этим. Изменения в Уставе уж точно ничего не меняют в отношении нашей открытости, нашей творческой стратегии, она не изменится.

— Если односложно, то какая она, стратегия?

Эдуард Бояков:  Сотрудничество с лучшими писателями и драматургами. Создание мощной труппы и привлечение выдающихся артистов на отдельные роли. Работа с разными жанрами, в том числе музыкального спектакля, чему способствует уникальная акустика зала и наличие оркестровой ямы. Работа с великим мхатовским наследием. Создание уникальных декораций в сотрудничестве с крупными художниками. Развитие проекта "Открытые сцены МХАТ", который привлекает лучших философов, поэтов, хореографов. Ряд образовательных проектов с ГИТИС, Британской Школой Дизайна, университетом "Синергия".  Все вместе и создает феномен национального театра.

Читать далее

Культура

Опубликовано видео официального гимна чемпионата Европы по футболу

Опубликовано видео официального гимна чемпионата Европы по футболу

Опубликовано

Песня We Are The People, которую вместе написали голландский диджей Мартин Гаррикс и лидеры ирландской рок-группы U2 Боно и Эдж обрела и свою видео-версию.

Новый клип — фактически очередная презентация стадионов предстоящего "Евро"-2020. Под вокал Боно, гитару Эджа и электронные инструменты Мартина Гаррикса попутно демонстрируется и то, сколь многогранен современный футбол!

Ведь в кадр попадают и фрагменты матчей женских команд, и любительских. А среди болельщиков — представители разных национальностей, рас и возрастов. Не обошлось и без рекламы продукции официальных спонсоров Чемпионата Европы-2020….

Но главным действующим лицом видео стал все-таки Мартин Гаррикс, который в день премьеры 14 мая отметил 25-летие: он и с родственниками успевает пообщаться и свою любовь к футболу выразить. Но в целом, пожалуй, не понятно только одно: несмотря на жизнеутверждающий текст и припев, в котором чувствуются приметы песни-гимна, We Are The People сложно назвать очень уж выдающимся треком. Поэтому не ясно, отчего Мартин Гаррикс, по его же собственным словам, оттачивал эту песню "до идеального звучания несколько месяцев"?! Хотя вокал Боно в ней, конечно, очень хорош! Тем интереснее будет узнать, как примут We Are The People футбольные болельщики Европы.

Между тем

За несколько часов клип собрал уже более 200 тысяч просмотров. Впрочем, не ясно: это дань уважения к новой песне или же проявление давней любви к футболу и предчувствие скорого Чемпионата Европы-2020, который стартует уже 11 июня.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Проректор Финуниверситета предположил, какие профессии исчезнут Проректор Финуниверситета предположил, какие профессии исчезнут
Экономика4 часа назад

Проректор Финуниверситета предположил, какие профессии исчезнут

От чего зависит благополучие семей и какие профессии обречены на вымирание, в интервью «Российской газете» рассказал проректор Финансового университета при...

Россия с 25 мая возобновит авиасообщение с пятью странами Россия с 25 мая возобновит авиасообщение с пятью странами
Экономика5 часов назад

Россия с 25 мая возобновит авиасообщение с пятью странами

Оперативный штаб по предупреждению и борьбе с коронавирусной инфекцией 14 мая принял решение о возобновлении авиасообщения еще с пятью странами:...

В мире6 часов назад

Ракетный удар ХАМАС по порту города Ашдода вызвал взрыв и пожар

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU — Одна из выпущенных боевиками ХАМАС из сектора Газа ракет попала в топливный резервуар в порту...

Подготовка к фестивалю "Спасская башня" вышла на финишную прямую Подготовка к фестивалю "Спасская башня" вышла на финишную прямую
Культура6 часов назад

Подготовка к фестивалю «Спасская башня» вышла на финишную прямую

Открытие фестиваля «Спасская башня» запланировано на 27 августа. То есть до старта осталось чуть больше 100 дней, а это значит,...

Китай впервые в своей истории осуществил успешную посадку зонда на Марс Китай впервые в своей истории осуществил успешную посадку зонда на Марс
Hi-Tech7 часов назад

Китай впервые в своей истории осуществил успешную посадку зонда на Марс

ПЕКИН, 15 мая — ПРАЙМ. Китайский космический аппарат «Тяньвэнь-1» с марсоходом «Чжужун» в субботу осуществил успешную мягкую посадку на поверхность Марса, сообщает агентство Синьхуа...

В мире7 часов назад

Китайский зонд совершил посадку на поверхность Марса

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU — Китайский марсоход «Чжучжун» с космического аппарата «Тяньвэнь-1» совершил посадку на Марсе утром 15 мая. Об...

Экономист оценил мнение, что золото теряет инвестпривлекательность Экономист оценил мнение, что золото теряет инвестпривлекательность
Экономика7 часов назад

Экономист оценил мнение, что золото теряет инвестпривлекательность

Все чаще можно услышать мнения инвесторов о том, что тысячелетняя история золота как главного средства сбережения, возможно, уже закончилась. Причин...

В мире7 часов назад

Жертвами торнадо в китайском Ухане стали как минимум шесть человек

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU — Не менее шести человек погибли, 218 получили ранения в результате торнадо, обрушившегося на город Ухань...

Джонсон счел индийский штамм COVID-19 угрозой для ослабления локдауна Джонсон счел индийский штамм COVID-19 угрозой для ослабления локдауна
В мире8 часов назад

Джонсон счел индийский штамм COVID-19 угрозой для ослабления локдауна

Москва. 15 мая. INTERFAX.RU — Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заявил, что индийский штамм коронавируса может помешать ослаблению локдауна в Великобритании....

Израиль продолжил наносить удары по объектам движения ХАМАС Израиль продолжил наносить удары по объектам движения ХАМАС
В мире8 часов назад

Израиль продолжил наносить удары по объектам движения ХАМАС

Есть обновление от 05:10 →Ракетный удар ХАМАС по порту города Ашдода вызвал взрыв и пожар Москва. 15 мая. INTERFAX.RU —...

Advertisement

Популярное