Connect with us

Культура

Гармония дисгармонии

Published

on

С выдающимся композитором Фаустасом Латенасом было очень приятно и очень полезно встречаться: глядя на него, всегда казалось, что все в жизни идет правильно, как должно. Весь его вид, спокойная манера разговаривать, улыбка — всегда доброжелательная, и никогда не злая — говорило о том, что жизнь идет, как надо. Это был прочный человек. За него хотелось схватиться, чтобы то самое житейское море совсем не поглотило. Гармония дисгармонии

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Он не должен был умереть. И потому, что 64 года — совсем не возраст смерти. И потому, что не написана еще вся музыка к «Войне и миру» — спектаклю, над которым сейчас работает Римас Туминас. Но кое-что написано, и, дай Бог, Римасу Владимировичу сил и здоровья, мы эту музыку услышим.

Вспоминая Фаустаса Латенаса, я думаю о Римасе Туминасе. Ну, сколько испытаний можно насылать на этого человека? Латенас был не просто автором музыки к спектаклям Туминаса, он был полноправным соавтором. И «Евгения Онегина», и «Улыбнись нам, Господи!», и «Эдипа»… На Симоновской сцене театра Вахтангова музыка, приглашающая зрителей в зал, — мелодия из «Евгения Онегина», ставшая символом нового времени, нового взлета Вахтанговского театра.

Спектакли Туминаса и другого гения театра Эймунтаса Някрошюса не отделимы от музыки Латенаса, которая не есть музыкальное оформление, но — музыкальная суть спектакля.

Когда Фаустас приезжал в Москву, его всегда можно было найти в кабинете Туминаса. Эти два мастера делили не только кабинет, они делили жизнь. Мне кажется, что Римас Владимирович потерял не только ближайшего друга и соавтора, но часть себя. Господи, дай ему сил и энергии перенести все, что на него свалилось…

Про некоторых людей говорят: это человек театра. Про Фаустаса Латенаса можно было сказать: человек-театр. Конечно, он был гораздо больше, чем композитор. Он руководил Вильнюсским малым театром (тем самым, что создал Туминас) и Национальным драматическим театром Литвы. Был заместителем министра культуры Литвы, и советником премьер-министра…

Спокойный, уравновешенный, абсолютно точный в оценках человек. Он всегда казался мне мудрецом, который понимает о жизни что-то такое, чего мы не понимаем.

Про Фаустаса Латенаса можно было сказать: человек-театр. Конечно, он был гораздо больше, чем композитор

В многочисленных некрологах, посвященных Фаустусу, его то и дело называют «театральным композитором». С одной стороны, это так, с другой — очень узко для Латенаса. Он был просто выдающийся композитор. Я понял это, купив в фойе театра Вахтангова его диск с нетеатральной музыкой.

Это была не просто музыка, но крик человека, который хочет превратить дисгармонию жизни в гармонию. Казалось, что каждая нота написана страдающим человеком. Трагическая музыка, которая все равно, вопреки, если угодно — назло хотела подарить нам оптимизм.

И был замечательный концерт Фаустаса Латенаса в Большом зале Московской консерватории. Не каждый современный композитор удостаивается чести — сольный вечер в БЗК. Это был концерт очень мощного, очень современного и, если угодно, «всевременного» композитора.

Фаустас Латенас понимал: музыку в театре услышит больше людей, чем в концертном зале. И — да, он стал известен именно благодаря тому, что писал для театра, в первую очередь — для Някрошюса и Туминаса. Но это вовсе не означает, что у него нет иной, как принято говорить, «классической» музыки. Эту музыку нам еще предстоит как следует услышать и понять. Эта музыка забирается в самые глубины нашей души и рассказывает о том, в чем мы, подчас, сами себе стеснялись признаться. Я абсолютно убежден: это вечная музыка.

Фаустас Латенас не раз говорил: «Я хочу, чтобы моя музыка звучала. Я хочу, чтобы ее слышали люди». Он трудился со многими режиссерами. Мне тоже посчастливилось быть среди тех, кто работал с Латенасом, когда в театре Вахтангова я ставил «Брюсов переулок» — свою интерпретацию произведений Валерия Брюсова.

Фаустас Латенас не раз говорил: «Я хочу, чтобы моя музыка звучала»

У него был удивительный метод работы, уникальный, как, впрочем, и все в нем. Мы с ним сидели, обсуждали, какой должна быть музыка. Не конкретно, как это чаще всего бывает: здесь такая-то мелодия, а здесь — такая, а в общем — какое настроение должна создавать, как показывать эпоху, с какими композиторами начала века перекликаться.

А потом Фаустас принес мне около двадцати дисков с разной музыкой: выбирайте, режиссер! Там была и музыка, специально написанная для спектакля, в частности, замечательный романс на стихи Брюсова, и созданная раньше, и даже какие-то звуки, которые казались Фаустусу подходящими для нашей работы. Сидя в кабинете Туминаса, Фаустас ставил разные диски, и я чувствовал себя оглушенным этой музыкой.

Дальше я выбирал из всего этого богатства то, что мне необходимо. В частности, для романса Латенас написал несколько вариантов. Представляете? Он написал несколько разных мелодий на одно стихотворение, чтобы режиссер мог выбрать. На мой взгляд, щедрость — это одно из обязательных качеств таланта.

Работа с Фаустасом Латенасом для любого режиссера — это не просто работа с композитором, это то самое, неясное, но чрезвычайно важное сотворчество. На репетициях Латенас делал очень точные замечания, интеллигентно, но всегда правильно. Он был соучастником действа, а не зрителем.

Как вы понимаете, я знаю много театральных людей. С некоторыми работал. Среди них мало тех, кто понимал, и, главное, чувствовал театр, как Фаустас Латенас — человек-театр.

Фаустас Латенас незабываем. А потому — вечен.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Укол совести

Published

on

Режиссер Эдуард Бордуков дебютировал в большом кино фильмом «Коробка» о дворовой футбольной команде в спальном районе Москвы, и стало ясно: не спортом единым жив автор. Война за родную футбольную коробку между местными и пришлыми обернулась войной с ксенофобией и национализмом в себе и в других — спортивный фильм оказался драмой социальной. При этом Бордуков, сам мастер спорта, умеет показать спортивный накал так, что у зрителя ходят желваки. Вышел фильм захватывающий и как зрелище, и как актуальный спор. Укол совести

Стася Милославская в роли амбициозной «девчонки из народа» — дикой обезьянки, как зовет ее тренер. Фото: Кинокомпания «Телесто»

Эти качества сохранились и во второй картине «На острие». Хотя стиль режиссера претерпел крутой разворот: если в плебейской «Коробке» действовала дворовая пацанва с окраины, то здесь в героинях — фехтовальщицы олимпийского класса, и в каждом кадре сияет неизбежный гламур. Женское фехтование не футбол, но свойственная Бордукову экспрессия «батальных» сцен и здесь не может не захватывать, нивелируя заметную прямолинейность сценария и неровность второплановых актерских работ.

Гламур возникает не только от антуража — приемы, декольте, шампанское, олимпийские стадионы, огни Бразилии, — но и от понятного желания режиссера вволю полюбоваться героинями. Он отбирает актрис ослепительно красивых, что в массовке даже работает против фильма: сначала кажется, что перед нами команда, сформированная из Барби. Характеры начинают проявляться не сразу, а к финалу сполна оценишь психологическую точность работ Светланы Ходченковой и Стаси Милославской, дебютировавшей как раз у Бордукова в «Коробке». Они играют соперниц: первая — олимпийскую чемпионку с красивой фамилией Покровская, вторая — амбициозную девчонку «из народа» с простеньким именем Кира Егорова. Первая готовится победно завершить карьеру на Олимпиаде в Рио, вторая сваливается в команду ниоткуда, поражая быстротой атак, далеко идущими планами и наглостью в обиходе.

Фильм четко делится на два акта. Первый — экспозиция, дислокация сил, обострение соперничества и рост неприязни друг к другу. «Дикая талантливая обезьянка», как зовет ее тренер Гаврилов, Кира хамит ему, товаркам по команде и главной сопернице — Покровской, она уверена, что не только полетит на Олимпиаду, но и привезет золото, отбив его у вышедшей в тираж конкурентки. Их яростные схватки на дорожке заставляют опасаться за жизнь каждой. Но перегретый котел должен взорваться, и все ее планы грозят рухнуть. И здесь зарождается вторая тема картины, которая кажется побочной, но оказывается главной и волнующей больше, чем решающий бой, исход которого нетрудно угадать. Эта тема борьбы противоположностей: спортивных амбиций — и человечности, воли к победе — и совести, самолюбий — и чувства солидарности. Она и составляет сюжет и смысл второго «акта».

Когда героини поступаются мечтой, чтобы остаться людьми, это смотреть даже интереснее, чем их поединки

Прагматичный цинизм, неизбежный спутник большого спорта, воплощает тренер Гаврилов — в этой роли, как всегда, органичен Сергей Пускепалис. Гаврилов воспитывает в пастве все ту же волю к победе, для которой нет преград в виде моральных соображений, сочувствия ближнему или неспособности подтолкнуть падающего. И надо выбирать между жаждой побеждать или желанием быть хорошим человеком. Этот нравственный выбор тем более воспален, что на кону мечта всей жизни, цель, на которую угроблены годы самоистязаний в спортзалах. Потому что большой спорт — это всегда высокие ставки, цена которым немногим меньше, чем жизнь.

И когда героини ломают себя через колено, поступаясь самым вожделенным во имя того, чтобы оставаться людьми, наблюдать этот мучительный процесс становится даже интереснее, чем дивной красоты поединки инопланетянок, да еще снятые рапидом, как в лучших образцах китайских «фильмов боевых искусств». Финт рапирой против уколов совести — кто здесь кого? Ход самосовершенствования персонажей в фильме повторяет все каноны как хорошего голливудского, так и советского кино, что делает фабулу достаточно предсказуемой, что я считаю скорее достоинством: это каноны всегда успешные. Отвечая чаяниям публики, они обеспечивают ей подобие катарсиса — в момент, когда стайка спортсменок, где каждая за себя, вдруг, повинуясь внутренней потребности, становится командой, отбросив мелочные себялюбивые мотивы. И победа на стадионном поле оборачивается победой над самими собой.

Фильм завершается кадрами реальных триумфов наших олимпийских чемпионок как документальным доказательством того, что перед нами не красивая сказка.

Continue Reading

Культура

Владимир Маяковский возглавил рейтинг самых стильных авторов

Published

on

Выбрать самого стильного отечественного писателя или поэта предложили самим читателям. И каждый четвертый, почти не задумываясь, первым делом называл имя великого поэта, разрушителя традиций, попирателя прошлого и настоящего модника Владимира Маяковского. Владимир Маяковский возглавил рейтинг самых стильных авторов

Фото: А. Чепрунов/РИА Новости

Слишком яркими и запоминающимися оказались его желтые рубашки, костюмы-тройки и бушлаты, благодаря которым Маяковский снискал славу самого модного поэта революции.

Второе место и 20 процентов голосов получил один из главных хулиганов Москвы 20-х годов прошлого века, любимец женщин и талантливейший поэт Сергей Есенин. Уступив буквально один процент, третью строчку занял Антон Чехов, умевший виртуозно носить галстук-бабочку, пенсне и трость. 17 процентов читателей популярного книжного сервиса MyBook отдали свой голос Михаилу Булгакову, чей образ неразрывно связан с моноклем, с которым автор, судя по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям, почти не расставался. Замыкает пятерку самых стильных создатель поэтичного и таинственного образа Прекрасной Дамы Александр Блок.

Оценили читатели, как пишет ТАСС, и современных авторов, почти единогласно отдав первое место автору пост-апокалиптического произведения «Метро 2033» и роману «Текст» — Дмитрию Глуховскому. Вот только, что именно привлекает читателей — стильный внешний вид автора или стиль его текстов?

В тройке лидеров — журналист и писатель Владимир Познер, который всегда одет с иголочки, и писатель Эдуард Лимонов, чьи неизменные черные водолазки и узнаваемые очки в прямоугольной оправе стали яркой отличительной чертой стиля.

Continue Reading

Культура

Валерий Гергиев представит новое сочинение Родиона Щедрина

Published

on

В Концертном зале Мариинского театра во вторник состоится мировая премьера нового произведения Родиона Щедрина «Приключения обезьяны» по рассказу Михаила Зощенко. Солист — лауреат XVI Конкурса им. П. И. Чайковского японский пианист Мао Фудзита. В роли чтеца выступит актриса БДТ им. Товстоногова Полина Маликова (Толстун). За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра — Валерий Гергиев. Валерий Гергиев представит новое сочинение Родиона Щедрина

Фото: предоставлено пресс-службой Мариинского театра.

В этот вечер также прозвучат «Торжественная увертюра» Щедрина и Четвертый фортепианный концерт Бетховена, исполнение которого приурочено к празднованию 250-летия композитора.

Свое новое произведение «Приключения обезьяны» Родион Щедрин создал в этом году. Жанр сам автор обозначил как концерт для рассказчика и солирующих инструментов в сопровождении струнного оркестра и чембало. Выбор инструментов уже впечатляет — труба, валторна, флейта, арфа и ударные.

Родион Щедрин известен своим умением создавать емкие музыкальные характеры и передавать индивидуальную интонацию. И «Приключения обезьяны» не исключение. Это настоящий кладезь идей. У Зощенко есть и готовая драматургия (с завязкой, двумя кульминациями, развязкой и эпилогом), и контрастное чередование «массовых» и «камерных» сцен, и «арочные» конструкции. Герои рассказа столь же колоритны и разнообразны, как оркестровые инструменты, и прямо-таки «напрашиваются» на лейтмотивы. «Музыкальное прочтение» яркого и динамичного рассказа Зощенко обещает слушателям множество интересных и остроумных находок, которыми так славится Родион Щедрин, сообщают в Мариинском театре.

Это музыкальное произведение композитор посвятил свой супруге, великой балерине Майе Плисецкой, которая особенно любила этот рассказ Зощенко. Не случайно мировая премьера «Приключений обезьяны» состоится в дни празднования 95-летия со дня рождения Майи Михайловны.

После премьеры в Мариинском театре Валерий Гергиев и оркестр театра сыграют новое произведение Родиона Щедрина в концертном зале «Зарядье».

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

В ускоренном развитии болезни Альцгеймера обвинили тревожность и депрессию В ускоренном развитии болезни Альцгеймера обвинили тревожность и депрессию
Наука22 минуты ago

В ускоренном развитии болезни Альцгеймера обвинили тревожность и депрессию

Однако как именно они влияют на это заболевание, ученые пока не знают © Atthapon Raksthaput/Shutterstock/FOTODOM ТАСС, 24 ноября. Ученые обнаружили,...

Ученые создали самый маленький накопитель памяти Ученые создали самый маленький накопитель памяти
Наука22 минуты ago

Ученые создали самый маленький накопитель памяти

Он занимает площадь всего в квадратный нанометр © TnkImages/Shutterstock/FOTODOM, архив На основе дисульфида молибдена американские ученые создали накопитель памяти толщиной...

Наука22 минуты ago

У заразного рака тасманских дьяволов нашли еще пять форм

Еще четыре года назад ученые полагали, что существует две распространяющиеся параллельно разновидности рака DFTD ТАСС, 24 ноября. Международный коллектив генетиков выяснил,...

Ученые выяснили, как какао действует на мозг Ученые выяснили, как какао действует на мозг
Наука22 минуты ago

Ученые выяснили, как какао действует на мозг

В этом ему помогают растительные антиоксиданты – флаванолы © Pixel-Shot/Shutterstock/FOTODOM ТАСС, 24 ноября. Исследователи выяснили, что благотворное действие какао и...

Пять полезных свойств облепихи, о которых вы могли не знать Пять полезных свойств облепихи, о которых вы могли не знать
Здоровье3 часа ago

Пять полезных свойств облепихи, о которых вы могли не знать

© pixabay.com Облепиха — растение, полезные свойства которого содержаться не только в ягодах, но также в листьях, и даже в ветках. Ее по праву можно назвать настоящим суперфудом, недорогим...

В мире3 часа ago

В США треть родителей сочли, что День благодарения с семьей стоит риска заболеть COVID

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — В США 35% родителей считают, что собираться с близкими на День благодарения в период коронавируса...

Правила работы экономики в условиях пандемии примут до конца ноября Правила работы экономики в условиях пандемии примут до конца ноября
Экономика3 часа ago

Правила работы экономики в условиях пандемии примут до конца ноября

Дом правительства РФ © РИА Новости. Антон Денисов Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 ноя — ПРАЙМ. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил...

Мишустин подписал постановление о продлении выплат помогающим больным с COVID-19 Мишустин подписал постановление о продлении выплат помогающим больным с COVID-19
Экономика3 часа ago

Мишустин подписал постановление о продлении выплат помогающим больным с COVID-19

Премьер-министр РФ М. Мишустин провел совещание с вице-премьерами РФ © РИА Новости. Александр Астафьев Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 ноя —...

В мире3 часа ago

GM отзывает 5,9 млн автомобилей в США

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — Американский автопроизводитель General Motors Co. согласился отозвать 5,9 млн внедорожников и легковых грузовиков для замены...

Промышленный индекс Dow Jones впервые поднялся выше 30 тысяч пунктов Промышленный индекс Dow Jones впервые поднялся выше 30 тысяч пунктов
Экономика3 часа ago

Промышленный индекс Dow Jones впервые поднялся выше 30 тысяч пунктов

» Здание Нью-Йоркской фондовой биржи © РИА Новости. Джина Мун Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 ноя — ПРАЙМ. Фондовый индекс Dow...

Популярное