Свяжитесь с нами

Культура

Если бы политики пели

Если бы политики пели

Опубликовано

Если бы политики пели

Известная телезрителям канала «Культура» ведущая программы «Энигма» Ирина Никитина, пианистка и президент Фонда «Музыкальный Олимп», рассказала «РГ» о своих сегодняшних проектах, важности классической музыки в современном мире и почему надо идти на риски ради сохранения международной истории музыки и культуры.

Все под впечатлением от выступления Даниэля Баренбойма в Московской консерватории. Как вам удалось привезти его в непростое время?

Ирина Никитина: У Даниэля выдалось два свободных дня по пути в Японию, потому что отменился Китай. Сегодня любые путешествия оборачиваются дикими нервами, но концерт стоил этого. Формулировки вроде "историческое событие", "выдающийся концерт" — правильные, но не выражают весь масштаб события. Это было другое измерение: настолько все прозвучало тонко, точно, пронзительно, негромко. Такой тишины в зале я давно не помню. Зал не дышал, не шевелился, находясь в состоянии завороженности. Профессия музыканта позволяет воспринимать мир в других измерениях, быть вне национальностей, вне политики. Музыка — глобальное средство коммуникации. Сегодня только культура может спасти безобразие, накрывшее, по сути, всех. Бобби Макферрин говорил мне, что, если бы все эти политики перед принятием своих недальновидных решений пели, может быть, решения были бы другими.

Вы работали над программой "Энигма", оказавшись в локдауне в Люцерне. Сложно было?

Ирина Никитина: Со мной не было моей постоянной съемочной команды. Начала искать швейцарских операторов — нашла. Узнала, что маэстро Герберт Блумстедт по счастью оказался в Люцерне, позвонила ему, спросила, не боится ли он сниматься. Он спокойно ответил, что все в порядке: "Мне 93 года, чего уже бояться?". Мы проговорили около четырех часов, на материале которых вышло две программы. Много передач мне удалось снять тогда в Германии, где на помощь пришли берлинские операторы. Удачной получилась программа с Софией Губайдулиной, которая редко дает интервью для ТВ, но мы знаем друг друга очень давно. Мы совершенно упоительно побеседовали около четырех часов.

Политика могла бы быть интересной, если бы в ней не было столько фальшивых нот

За именами героев ваших передач стоят уникальные судьбы. Вы легко открываете самые закрытые двери?

Ирина Никитина: Сейчас все происходит уже по принципу снежного кома. Мои приятели — директора Universal и Deutsche Grammophon — говорят, что аналогов такой передачи нет в мире. Марис Янсонс очень трогательно относился к "Энигме", и несколько передач появилось по его совету и рекомендации, в частности, он лично попросил Риккардо Мути согласиться на интервью для "Энигмы", и это было самое невероятное интервью в моей жизни. Личный ассистент маэстро была очень строга и отвела 40 минут на беседу в Мюнхене. А маэстро так увлекся, что мы проговорили больше четырех часов. Наша съемочная группа бесшумно меняла батареи для камер, боясь спугнуть атмосферу беседы. В какой-то момент Риккардо взглянул на часы и сказал: "Этого не может быть! Мы говорим больше трех часов!" И еще на полтора часа продолжил свой рассказ, в том числе даже о своих невероятных орхидеях.

Знание нескольких европейских языков тоже помогает в расширении "сфер влияния"?

Ирина Никитина: Да, безусловно, языки важны, но не менее важно понимание обстановки музыкального процесса в странах. Когда я говорю с пианистом Ланг Лангом, он прекрасно знает, как обстоят дела в Америке и Европе. Он понимает и то, что такое быть зажатым, поскольку родом из Китая, а я из СССР. Говоря с тенором Андреа Бочелли, мы прекрасно понимаем, что такое благотворительный ужин, приглашение ювелирной компании как главного спонсора… Когда я говорю с Тан Дуном, не скрываю, что обожаю Азию, где провожу много времени, была на Тибете, люблю Индию. Нас объединяет геополитическое и этнографическое слышание этого мира.

В Петербурге вновь проходит фестиваль "Музыкальный Олимп". Насколько сложно одноименному фонду формировать гастроли зарубежных солистов и оркестров?

Ирина Никитина: Ближайший год я уже ничего не планирую, а вот о сезоне 2022-2023 года подумываю. В Россию снова приедет пианист Андраш Шифф, чей концерт был отменен. С Даниэлем Баренбоймом мы обсуждали планы. У нас слетел концерт в декабре 2020 года в Москве — часть большого европейского проекта, когда маэстро должен был исполнить вместе с его оркестром-миротворцем "Западно-восточный диван" Девятую симфонию Бетховена к его 250-летию. Сейчас, когда Израиль вновь начали обстреливать, это так резко актуализировалось. Надо же думать, как на Ближнем Востоке восстановить мир, может быть, стоит объединить эти страны в какую-то федерацию?

Как бы ваша интуиция пригодилась сегодня в большой политике.

Ирина Никитина: Политика могла бы быть интересной, если бы в ней не было столько фальшивых нот, но там все вынуждены врать или скрывать правду. А в музыке обмануть невозможно: интонация решает все.

Справка "РГ"

Ирина Никитина — пианистка, ведущая программы "Энигама" на телеканале "Культура". Окончила Ленинградскую консерваторию, аспирантуру по классу фортепиано, Пражскую академию по специальности "клавесин", стажировалась в Бернской консерватории. С 1983 год по 1985 гастролировала по всему миру как пианистка. С 1995 года проводит фестиваль "Музыкальный Олимп" в Петербурге. Муж — директор и генеральный продюсер телеканала "Культура" Сергей Шумаков.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Книга на ощупь

Книга на ощупь

Опубликовано

Книга на ощупь

Слепым и слабовидящим в России станет доступно больше книг и периодических изданий — изменения в Гражданский кодекс РФ, которые приведут российское законодательство в соответствие с Марракешским договором, в июне одобрило правительство. Законопроект о внесении поправок подготовлен министерством культуры. «Это принципиальный шаг на пути к реализации прав инвалидов на доступ к информации, к обучению, знаниям», — подчеркивает директор Российской государственной библиотеки для слепых Елена Захарова.

Сегодня читателями этой библиотеки являются более 15 тысяч человек. А всего в России, по данным минтруда, инвалидов по зрению более 300 тысяч. Впрочем, Марракешский договор (Россия присоединилась к нему в 2017 году) серьезно расширяет круг лиц, которые могут получить доступ к литературе: теперь это не только люди с нарушением зрения, но и все те, кому не позволяют держать в руках бумажную книгу другие физические особенности.

— Это могут быть люди с дислексией, нарушениями движения, с расстройством аутистического спектра и другие. То есть все те, кто не может воспринимать плоско-печатный текст, — объясняет Елена Захарова.

Еще один важный момент: появляется возможность трансграничного обмена такими изданиями — по просьбе читателя их можно будет получить из любой другой страны на нужном языке. Для этого библиотека сделает запрос в уполномоченный орган нужной языковой группы, выяснит, где издание имеется, закажет его. Речь здесь идет о цифровых экземплярах.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая напоминает, что людям с ограничениями по использованию печатной продукции доступны сегодня не более 10 процентов от всего ее объема:

— Но современная индустрия способна предложить людям с особыми потребностями не только издания на шрифте Брайля, аудиокниги, но и доступные научные журналы, интерактивные книги, красочные обложки с тифлокомментариями, детские книжки-картинки и даже электронную бумагу.

Законопроект позволит сделать более доступными нотные издания в специальном формате.

— В период обучения в музыкальным училище мне приходилось заучивать музыкальные произведения наизусть, так как доступа к нотам на шрифте Брайля попросту не было. Надеюсь, проект федерального закона будет оперативно рассмотрен и поддержан Госдумой уже осенью этого года, — отмечает Гурцкая.

Слепым доступны сегодня не более 10 процентов от всего объема печатной продукции

Принципиальное изменение в Гражданский кодекс коснется и статьи по авторскому праву: теперь в ней появится уточнение, разрешающее без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения создавать экземпляры произведений в форматах, предназначенных для использования слепыми и слабовидящими лицами (рельефно-точечный шрифт и другие), изготавливать и распространять копии . Главное условие — никакого извлечения прибыли и с обязательным указанием имени автора. Законопроект уже внесен в Госдуму. В апреле вопрос доступности большего количества художественных, научных и периодических изданий людям с ограничениями по здоровью был поднят в докладе Уполномоченного по правам человека и гражданина Татьяной Москальковой.

Прямая речь

Ольга Любимова, министр культуры РФ:

— Законопроект имеет важное социальное значение, так как расширяет круг лиц, которые будут иметь бесплатный доступ к литературе. Кроме того, документ позволят предоставлять таким людям доступ к произведениям в специальных форматах через интернет.

Справка "РГ"

Марракешский договор принят 27 июня 2013 года в Марракеше, является частью системы международных договоров по авторскому праву. Главная его цель — установить ряд имеющих обязательную силу ограничений и исключений в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными нарушениями, не позволяющими воспринимать печатную информацию. Договор подписан рядом стран, среди которых Аргентина, Австралия, Бразилия, Индия, страны Европейского союза и другие.

Кстати

19 июня в Перми прошел первый в России тактильный концерт, организованный musicAeterna совместно с Фондом поддержки слепоглухих "Со-единение". Это новый формат, который позволяет людям с одновременными нарушениями слуха и зрения воспринимать музыку благодаря легким прикосновениям к музыкантам и инструментам и ощущению вибраций. 10 подопечных фонда поднялись на сцену и заняли места среди музыкантов. Оркестр исполнил две части из Симфонии N41 Моцарта, которая прозвучала на закрытии Дягилевского фестиваля.

По итогам концерта musicAeterna и Фонд "Со-единение" предложили объявить один из дней в году Всероссийским днем тактильного искусства. Цель такой инициативы — мотивировать культурные институции запускать программы, дающие новые возможности восприятия слепоглухим, и тактильные концерты — один из форматов с высоким потенциалом. Этот день возможно приурочить к Международному дню слепоглухих, который во всем мире отмечают 27 июня.

Читать далее

Культура

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Опубликовано

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Его называли Королем поэтов. Как Хлебникова. И он действительно был Королем поэтов в 80-90-е годы. А в «нулевые» перестал писать стихи, перестал публиковаться и жил отшельником в центре Москвы, не появляясь на литературных тусовках, вообще словно исчезнув из этой жизни. Он поступил как Блок, который тоже перестал писать стихи, когда перестал слышать «музыку».

Даже невозможно передать словами, что такое был для нас, молодых, Александр Еременко в 80-е годы. На его выступления собирались толпы. Его стихи слушали, затаив дыхание. И он сам по себе, своей какой-то невероятной для тех лет свободной манерой поведения не мог не восхищать. А подражать ему было невозможно, как нельзя подражать "штучному" экземпляру человеческой личности, которая создана Богом ли, природой, духом ли, который дышит, где хочет… не знаю. Только Александр Еременко был и остается такой один. Король! Да, Король!

Сейчас в некрологах пишут, что в 80-е годы он, Иван Жданов, Алексей Парщиков и др. создали группу "метаметафористов". Да ничего они не создавали. Термин этот придумал поэт, литературовед Константин Кедров и использовал его в своей статье, кажется, в "Литературной учебе". На самом деле Жданов — это Жданов, Парщиков — Парщиков, а Еременко — Еременко.

Стихи Еременко были метафорически сложные, но, по смыслу, очень простые, человечные, ироничные, а порой грустные до слез.

В густых металлургических лесах,

где шел процесс созданья хлорофилла,

сорвался лист.

Уж осень наступила

в густых металлургических лесах.

Там до весны завязли в небесах

и бензовоз, и мушка дрозофила.

Их жмет по равнодействующей сила,

они застряли в сплющенных часах.

Последний филин сломан и распилен

и, кнопкой канцелярскою пришпилен

к осенней ветке книзу головой,

висит и размышляет головой,

зачем в него с такой ужасной силой

вмонтирован бинокль полевой?

Я часто читаю эти стихи про себя наизусть, когда мне приходит такое настроение. Да, метафорически сложно. Но как же грустно видеть и эту мушку, и этот бензовоз, и этого филина! Как ясно видишь и даже слышишь этот сорвавшийся осенний лист, который упал и шуршит по металлургическим лесам.

Или вот это, которое я тоже бесконечно люблю:

Сгорая, спирт похож на пионерку,

которая волнуется, когда

перед костром, сгорая со стыда,

завязывает галстук на примерку.

Сгорая, спирт напоминает речь

глухонемых, когда перед постелью

их разговор становится пастелью

и кончится, когда придется лечь.

Сгорая, спирт напоминает воду.

Сгорая, речь напоминает спирт.

Как вбитый гвоздь, ее создатель спит,

заподлицо вколоченный в свободу.

Да, Еременко поражал своей внутренней, да и внешней свободой. Но он, между прочим, никогда не говорил матерных слов, считая, что это недостойно человека.

Родился он 70 лет назад в деревне Гоношиха Алтайского края. Учился в деревенской школе. Служил во флоте. Работал на стройках Дальнего Востока кочегаром. Но не было среди поэтов его поколения фигуры более артистической, чем он. С длинными волосами, в тельняшке, он, опрокидывая в себя бутылку с портвейном где-нибудь на скамейке в московском сквере, все равно был артистом в высшем смысле слова. Это все равно было… красиво! Не знаю, как это ему удавалось, но это было… красиво!

Я добрый, красивый, хороший

и мудрый, как будто змея.

Я женщину в небо подбросил —

и женщина стала моя.

Когда я с бутылкой "Массандры"

иду через весь ресторан,

весь пьян, как воздушный десантник,

и ловок, как горный баран,

все пальцами тычут мне в спину,

и шепот вдогонку летит:

он женщину в небо подкинул —

и женщина в небе висит…

Мне в этом не стыдно признаться:

когда я вхожу, все встают

и лезут ко мне обниматься,

целуют и деньги дают.

Черт побери, но ведь это почти так и было! Это правда, правда! И даже про женщину — это правда.

Ушел из жизни поразительного таланта русский поэт.

Прощай, Саша!

Прости нас, Король!

Читать далее

Культура

В Ельце завершился музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова

В Ельце завершился музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова

Опубликовано

В Ельце завершился музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова

В городе Ельце уже начали подготовку к 110-летию (в 2023 году) классика советской искусства, композитора Тихона Хренникова, автора популярнейшей музыки к кинофильмам «Свинарка и пастух», «Верные друзья», «Гусарская баллада». О елецких колоколах и «сливочном хрене», о том, почему Валерий Гергиев перелезал через забор Дома-музея композитора, рассказывает директор музея Ирина Сергеева.

Фестиваль проводится в преддверии даты начала Великой Отечественной войны. Что рассказывал композитор об этом времени?

Ирина Сергеева: Вспоминал многое; часто говорил, что не был солдатом, но как композитор и музыкант прошел весь долгий путь войны до самой Победы. Рассказывал такой случай. Однажды он слушал девушку — пианистку из Ленинграда. Она была медсестрой. В перерыве между боями в Берлине, увидев в разрушенном здании рояль, девушка села за инструмент и стала играть Шопена! 2 мая 1945 года, являясь участником Берлинской наступательной операции, с Армией В. И. Чуйкова, Хренников вошел в Берлин. Вместе с ним в составе агитбригады были Матвей Блантер, Константин Симонов и Евгений Долматовский. Все они стали артистами концерта победителей, запись которого сохранилась. Тихон Николаевич исполнил тогда свои песни из популярных кинофильмов, среди которых "В шесть часов вечера после войны". Хренников часто говорил, что вернулся из Берлина с одним чемоданчиком, многие тогда везли трофеи, а он считал, такого допускать нельзя: "Мы советские люди и должны вести себя достойно".

Директором музея вас назначил сам Тихон Николаевич?

Ирина Сергеева: Он предложил мне возглавить его, когда я руководила Музеем ремесел и промыслов города Ельца. Это было в начале двухтысячных. А до этого мы много общались, дружили. У меня не было музыкального образования, но Тихон Николаевич посчитал, что это и не нужно и резюмировал: "Вы будете хозяйкой моего елецкого дома!".

Почему Валерий Гергиев любит бывать в вашем музее?

Ирина Сергеева: Он посещал его уже четырежды. Гергиев — человек чрезвычайно занятой, но он ни разу не пробегал его, всегда детально рассматривал экспонаты, комментировал. Когда я спросила о его отношении к Тихону Николаевичу, он ответил: "Я его очень ценю, именно он дал мне путевку в жизнь". Будучи студентом Ленинградской консерватории, Гергиев в один год одержал победу на конкурсе Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. Именно Тихон Николаевич, по словам Гергиева, обратил внимание комиссии на него, молодого дирижера, сказав: "Из этого юноши выйдет толк!".

Когда Валерий Гергиев впервые приехал с концертами в нашу область и его спросили, что бы он хотел посмотреть, он ответил: "Хочу попасть на могилу моего друга и учителя Тихона Николаевича Хренникова. (Композитор похоронен по решению семьи прямо на территории музея). Это случилось в понедельник, и в нашем музее был выходной. Когда мне позвонили и рассказали о неожиданно прибывших гостях, я тут же приехала. Но Валерий Абисалович и композитор Александр Чайковский (ученик Тихона Николаевича), уже перелезали через забор… Боюсь ошибиться, но Чайковский уж точно был на территории музея!

Вспоминая детство, Тихон Хренников часто вспоминал о елецких колоколах и соловьях…

Ирина Сергеева: В нашем городе было 32 храма, а сейчас у нас 17 действующих церквей. Дом композитора располагается рядом с красивейшим Покровским собором, прихожанином которого в юности являлся также Иван Алексеевич Бунин. Он описал его в рассказе "Над городом". Собор интересен тем, что в нем имелось революционное изобретение XIX века — амосовские печи: по кирпичным трубам, встроенным в колонны храма, подавался горячий воздух; а колокольню венчал самый большой колокол в городе (пятисотпудовый). Он первым возвещал о начале службы.Когда его подхватывали колокола других церквей, начинался тот самый "малиновый звон". Именно этот колокол, как вспоминал Тихон Николаевич, и давал ему стимул к творчеству…

А соловьи у нас заливаются до праздника Вознесения. Это настоящий "соловьиный хор с оркестром"! Красота необыкновенная. Рядом с домом Хренниковых внизу протекает крошечная речка Ельчик. Маленький Тихон мчался с горки на одном коньке вниз к этой речке, и, по воспоминаниям его племянницы Вероники Николаевны, которая была чуть его моложе, он, чтобы его не ругали, прятался за ее спину во время спуска.

Дядя и племянница были почти одного возраста?

Ирина Сергеева: Тихон был поздним, 10-м ребенком в семье. Несмотря на то, что у Хренниковых уже было 9 детей, его мама ходила пешком в город Задонск, чтобы вымолить его рождение, поэтому его и назвали Тихоном, в честь святого Тихона Задонского.

Какие корни у композитора?

Ирина Сергеева: Родословная его семьи — древняя. Прадед Хренникова был главой города Ельца; родственники являлись меценатами, помогали строить церкви и соборы. Композитор считал, что в его фамилии есть стержень, корень, ведь хрен — очень тверд и живуч, трудно его извести, — поэтому-то и семья у Хренниковых большая и дружная. Кстати, Тихон Николаевич обожал хрен. Когда устраивали столы для делегаций, приезжавших в наш город, для него специальным образом готовили карпа (он очень любил рыбу). Тушили карпа с овощами: свеклой, морковью и луком. К этому блюду подавался соус — "сливочный хрен", который Тихон Николаевич привозил из Москвы. Этот же соус в баночках он преподносил своим друзьям в качестве подарка.

В 1939 году Хренников написал оперу "В бурю", в которой впервые на оперной сцене был воссоздан образ Ленина. Не потому ли главную площадь Ельца до сих пор украшает огромный монумент вождя?

Ирина Сергеева: Мы все жили в Советском Союзе, многие из нас были пионерами и комсомольцами. Все это наша жизнь, наша эпоха. Памятник Ленину — это тоже часть нашей истории. До перестройки в нашем городе было много предприятий, где у входа по традиции ставился бюст или монумент вождю. Многие из них были демонтированы, и наш земляк, историк и краевед Евгений Павлович Крикунов собрал их у себя во дворе. Так родился в нашем городе Музей истории КПСС.

Фестиваль имени Хренникова подпитывает культурную жизнь города?

Ирина Сергеева: Тихон Николаевич приучил нас в городе к хорошей музыке: всегда привозил известных исполнителей. После ухода композитора родился музыкальный фестиваль его имени. Были годы, когда он охватывал все районы Липецкой области, помимо гостей, в нем принимали участие самые разные коллективы и исполнители нашего края. Но что самое главное, абсолютно все наслаждаются музыкой бесплатно!

Говоря о Тихоне Хренникове, можно ли утверждать, что его музыка, это его портрет?

Ирина Сергеева: Безусловно. Мелодии у композитора такие же светлые и искренние, как он сам. Он был удивительно отзывчивым человеком, он всегда помогал жителям нашего города, с какой бы просьбой они к нему не обращались.

Справка

Всероссийский музыкальный фестиваль им. Т. Н. Хренникова — одно из главных культурных событий Липецкой области. В программе этого года состоялись концерты Камерного ансамбля "Солисты Москвы" под управлением Ю. Башмета, Ярославского губернаторского симфонического оркестра под управлением М. Аннамамедова, выступление Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, показ оперы "Легенда о граде Ельце" Александра Чайковского на берегу реки Быстрая Сосна и многие другие.

Тихон Николаевич Хренников окончил Московскую консерваторию (1936); ученик В. Я. Шебалина и Г. Г. Нейгауза. Автор 8 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 9 инструментальных концертов, 4 оперетт, а также музыки к 30 кинофильмам и многочисленным театральным постановкам. Возглавляя Союз Композиторов СССР (с 1948 по 1991 год), был вынужден публично поддерживать "партийную линию" в музыке, но в отличие от руководителей Союза писателей, в доносах и преследованиях членов возглавляемой им организации не участвовал. Союз Композиторов был единственным творческим союзом в СССР, ни один из членов которого не был репрессирован.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

На поверхности Венеры разглядели возможные следы тектонических процессов На поверхности Венеры разглядели возможные следы тектонических процессов
Наука29 минут назад

На поверхности Венеры разглядели возможные следы тектонических процессов

Ученые предполагают, что эти следы связаны с формированием потоков горячей материи в мантии планеты ТАСС, 21 июня. Планетологи обнаружили на...

Общество1 час назад

«Если избить надо — пока душа в теле есть, бить будем» — директор ЧГТРК «Грозный» о «врагах» Кадырова

Директор ЧГТРК «Грозный» Чингиз Ахмадов опубликовал в инстаграме видео с угрозами в адрес «врагов» главы Чечни Рамзана Кадырова. Выступление Ахмадова...

Минтруд рассказал о новой форме занятости Минтруд рассказал о новой форме занятости
Экономика3 часа назад

Минтруд рассказал о новой форме занятости

МОСКВА, 21 июн — ПРАЙМ. Новая форма занятости, создание которой прорабатывает Минтруд РФ, должна защитить права самозанятых, поскольку их отношения с заказчиком услуг...

Спорт3 часа назад

Онлайн-трансляция матча Евро-2020 Россия — Дания

В понедельник, 21 июня, сборная России по футболу проведет заключительный матч группового этапа чемпионата Европы. В Копенгагене наши футболисты будут...

В России доля любителей карт оказалась больше, чем сторонников наличных В России доля любителей карт оказалась больше, чем сторонников наличных
Экономика4 часа назад

В России доля любителей карт оказалась больше, чем сторонников наличных

МОСКВА, 21 июн — ПРАЙМ. Доля россиян, которые не могут обойтись без расчетов с использованием банковских карт, впервые превысила долю тех, кто не представляет себя без наличных,...

Фернандес и Дзюба сыграют с первых минут против Дании Фернандес и Дзюба сыграют с первых минут против Дании
Спорт4 часа назад

Фернандес и Дзюба сыграют с первых минут против Дании

Отметим, что у россиян с первых минут на поле выйдет Марио Фернандес, чье участие в матче было под вопросом из-за...

Кто хочет нормально жить Кто хочет нормально жить
Общество5 часов назад

Кто хочет нормально жить

У центров здоровья в московских парках — очереди людей на прививку. Что подтолкнуло сомневающихся или тех, кто просто тянул и...

Спорт5 часов назад

Украина проиграла Австрии и стала третьей в группе на Евро-2020

В заключительном матче группы С в Бухаресте лицом к лицу сошлись конкуренты в борьбе за второе место — команды Украины...

Жирная пища, которая на самом деле очень полезна Жирная пища, которая на самом деле очень полезна
Здоровье5 часов назад

Жирная пища, которая на самом деле очень полезна

Жирная пища часто пугает и отталкивает, порой до такой степени, что люди полностью отказываются от любых жиров. Не надо так: ведь не все жиры одинаковы....

Фирма в долю не берет Фирма в долю не берет
Экономика5 часов назад

Фирма в долю не берет

Одну из самых актуальных и болезненных тем разобрал Верховный суд. В деле, которое он изучал, речь шла о разделе бизнеса,...

Advertisement

Популярное