Свяжитесь с нами

Культура

Экспонаты, которые нельзя пропустить на выставке «Викинги. Путь на Восток»

Экспонаты, которые нельзя пропустить на выставке "Викинги. Путь на Восток"

Опубликовано

В главном здании Государственного исторического музея открылась выставка «Викинги. Путь на Восток». «Викинги, которые в нашем государстве известны как варяги, — это действительно очень интересная общность людей, которая жила на севере Европы и сыграла выдающуюся роль не только в создании Древнерусского государства, а, наверное, в создании очень многих европейских государств», — отмечает директор музея Алексей Левыкин. Какие экспонаты не пропустить — в материале «РГ».

Меч. Конец IX — начало X века.

Железо, серебро, ковка, инкрустация. Общая длина — 95 сантиметров. Ширина клинка — 5,7 сантиметра. Найден под Смоленском в 2018 году. Качественный меч с украшенной рукоятью у викингов стоил целое состояние. Лучшим мечам давали имена. В Исландских сагах среди имен мечей, например, Брюньюбитр (буквально — "Прокуси броню") и Фьярсвавнир, то есть "Усыпитель жизни"). Длина меча был от 85 до 100 сантиметров. Он мог весить от 1,2 до 1,6 килограмма.

В верхней части клинка наносили клеймо, которое могло быть знаком мастера, сделавшего его, или знаками, которые призваны были "усилить" мощь меча. Рукоять меча могла быть украшена инкрустацией.

Как звался меч, найденный в Гнездовском курганном могильнике в 2018 году, мы не знаем. Но клеймо в верхней части ULFBERHT указывает на мастера, работавшего в первой половине IX века на территории Среднего Рейна, входившей в Каролингскую империю. Рукоять инкрустирована серебряной проволокой.

Сфероконический шлем со втулкой для волосяного или перьевого султана. Вторая половина X века.

Железо, медный сплав, ковка, гравировка, просечка. Найден в Черниговской губернии в кургане Черная Могила в 1872-1873 годах. Курган под Черниговым, считают археологи, был частью княжеского захоронения. Железный шлем покрывали позолоченные латунные листы. Накладные узорные детали были покрыты серебром. Во втулку наверху шлема мог вставляться перьевой или волосяной султан.

Эту форму шлема варягов использовали Виктор Васнецов и Борис Кустодиев для эскизов красноармейской шапки-"богатырки", которая вошла в историю как "буденовка". Да и, конечно, в похожем шлеме Васнецов нарисовал Илью Муромца на картине "Три богатыря". Но от перьевого султана он почему-то отказался.

Уключина с резным орнаментом в виде "лестничной" плетенки, характерной для скандинавского искусства IX века.

Найдена в Гнездове в 2015 году. Уключины (то есть бортовой упор для весел), у викингов были съемными, то есть могли использоваться на нескольких судах. Во время переговоров с Византией князь Олег потребовал выплатить дань из расчета на одну уключину, а значит — на одного гребца.

Деревянная "шпилька" со шляпкой, похожая на гвоздь. Деталь парусной оснастки судна IX-X веков.

"Шумели весла, // Железо звенело, // Гремели щиты, // Викинги плыли. //

Мчалась стремительно // Стая ладей, // Несла дружину // В открытое море", — пели скальды.

Раскопки 2000 года в Гнездове. Как выглядели корабли викингов, которые ходили по морю, сейчас известно. Их можно увидеть в музеях Дании, например. А вот как викинги плавали по маленьким рекам, большой вопрос. Именно поэтому такой интерес вызвали находки в Гнездовском кургане.

"Шпилька" стала одной из сенсационных находок как доказательство того, что и ходившие по рекам Руси корабли викингов имели паруса. "Шпилька" — часть парусной оснастки. Она служила своего рода фиксатором, с помощью которого можно было подтянуть опорные канаты к мачте или ослабить их одним движением.

Ученые предполагают, что в Гнездове, откуда открывалась прямая дорога к Черному морю, викинги занимались переоснащением судов. Вообще, в Гнездове, похоже, в IX веке была своего рода портовая зона, где найдены и огромный очаг для кузнечных работ, и смолокуренная яма, и полуфабрикаты заклепок для корабельной обшивки.

Фрагмент деревянного стержня с рунической надписью. IX век.

Найдена в Старой Ладоге в 1950 году. Палочка длиной 42 сантиметра с насечками — самая ранняя из найденных в Восточной Европе руническая надпись. Город в низовьях Волхова, который существовал уже в VIII веке, для скандинавов был "северными воротами" в Европу. В Восточной Европе скандинавы называли себя "русью" ("гребцами", "участниками походов на судах с веслами"), а не "викингами", как в Западной Европе. И если судить по надписям на поминальных рунических камнях, на восток ходили "в русь", на запад — "в викинг".

В Х веке слово "русь" начинает обозначать не северян, пришедших по реке на лодках, а княжескую дружину, в которую входили и скандинавы. Русы, хоть и варяги, воспринимались уже как местные. Выражение "дружина много" и "вся русь" становятся синонимами.

Фрагмент платья из китайской золототканой шелковой парчи. Вторая половина Х века.

Найден в 1982 году в Гнездовском археологическом комплексе. Плотный сверток одежды, упакованный в туесок из бересты, стал одним из самых ярких свидетельств того, как пересекались Великий Шелковый путь, шедший с востока на запад, и путь "из варяг в греки", который вел с севера на юг.

Благодаря бересте в туеске частично сохранились три платья. Самое красивое из красной золототканой шелковой парчи было привезено из Китая. Приталенное, с зауженными к запястью длинными рукавами, расширяющее внизу, оно ничем не напоминало льняные рубахи и сарафаны женщин викингов. Дивный золотой узор опоясывал стан платья и рукава. Хотя рисунок сохранился не полностью, видны изображения дракона и грифона.

Нельзя сказать, что викинги не знали шелковых тканей. Но чаще находят византийский шелк, тафту, узорную парчу. Драгоценные ткани всегда были желанной добычей. Но платье с золотым шитьем из Китая в захоронении варягов посреди Восточноевропейской равнины — редчайшая находка даже на фоне разнообразной добычи викингов.

Златник князя Владимира Святославовича.

Великое княжество Киевское. 980-1015 годы. Найден на берегу Днепровского лимана в составе клада византийских монет. Первые монеты — златники и сребреники, которые выпускались в княжение Владимира Святославовича, были важны не столько как местная валюта, сколько как символ власти. Монеты, на которых присутствовал крест как символ новой религии, были знаком вхождения молодого государства в круг европейских христианских держав. Образцом для русских монет служили византийские солиды императоров Василия II и Константина VIII. В этом не было противоречия — христиане тогда еще были едины. Другим непременным символом на златниках был трезубец — родовой знак Рюриковичей. Он чеканился слева от портрета князя на лицевой стороне. Крест христиан и трезубец викингов — знаки небесной и земной власти — встретились на золотой монете.

В тексте использованы материалы каталога к выставке "Викинги. Путь на восток".

Текст: Жанна Васильева Проект Исторического музея «Викинги. Путь на восток» — из тех выставок, что, кажется, обречены на успех. Реконструкция огромной ладьи викингов с вырезанной на носу головой дракона (упомянутой очевидцами не единожды, но ни разу не найденной во время раскопок) занимает почти весь выставочный зал. В центре — не выставлявшиеся прежде деревянные шпангоуты, округлый брусок с прямоугольной выемкой в центре — основа для крепления мачты, фиксаторы для крепления снастей. Эти части оснастки судов IX века, обнаруженные в 2015 году во время раскопок под Смоленском в знаменитом Гнездовском археологическом комплексе, показываются впервые после реставрации. По бокам — шлемы и мечи, остатки игральной доски из раскопок на Старой Ладоге, с другой стороны — женские украшения, арабские серебряные дирхемы, инструменты ювелиров и кузнецов.

О том, какие открытия археологов представлены на этой выставке, рассказывает ее куратор Вероника Мурашева.

Про викингов сняты фильмы, сериалы, они стали героями компьютерных игр. «Скандинавские саги» — переложение для детей Младшей Эдды — стали популярным детским чтением. Кажется, что про викингов мы знаем больше, чем про своих соседей по даче. Можно ли о них сказать что-то новое?

Вероника Мурашева: Знаете, экспедиция ГИМа работает на раскопках Гнездовского археологического комплекса под Смоленском каждый год. По всей вероятности, это место древнего Смоленска. И каждый год удивительный памятник нам дарит открытия. Из находок последних лет мы впервые показываем найденные деревянные вещи. Для нас они дороже кладов ювелиров с золотом и серебром. В земле сохраняются предметы из глины, металла, а вот дерево — в очень редких случаях. Только во влажной почве. Нам повезло — случайно удалось найти небольшой влажный участок культурного слоя, где сохранились деревянные предметы. Они позволяют представить реальную картину повседневной жизни, которая здесь была тысячу лет назад.

И эти находки позволили по-новому представить картину жизни викингов? Скажем, уключины для весел. Понятно, что корабли викингов были с гребцами.

Вероника Мурашева: А вот насчет кораблей викингов как раз не очень все понятно. По крайней мере, если речь о ладьях, что ходили по нашим рекам. Мы имеем представление о морских кораблях викингов, которые были найдены на территории Норвегии и Дании. Одни были найдены в бухтах, где когда-то потерпели крушение, другие — в королевских погребальных курганах. Но в России мы не нашли ни одного корабля. Вероятно, морские корабли доплывали только до Старой Ладоги. Но дальше были пороги, маленькие речки. У нас мало сведений о том, на чем они плавали. Как раз наши находки деревянных корабельных деталей отчасти проливают свет на этот вопрос.

Корабли через пороги не пройдут. Остаются — лодки.

Вероника Мурашева: С одной стороны, да. По-видимому, они здесь плавали на ладьях, при строительстве которых использовали основу из выдолбленного древесного ствола. Сверху нашивались доски с использованием клинкерной системы. Об этом говорят массовые находки заклепок. Клинкер — это способ соединения досок внакладку.

Но древний Смоленск — это центр Восточноевропейской равнины. Чтобы до него доплыть, нужно было преодолеть маленькие речки. Отсюда — через верхний Днепр — открывалась дорога к Черному морю и Константинополю. Так вот, при раскопках мы нашли элементы такелажа, то есть системы крепления парусов. Следовательно, корабли викингов использовали и парус, и плыли на веслах. Это прелюбопытно — историкам это даже в голову не приходило.

Большая часть этих находок 2015 года никогда не выставлялась. Они практически только что пришли из реставрации.

Викинги высаживались в Англии, осаждали Париж. В 888 году собор в Меце включил в богослужение слова «И от жестокости норманнов избави нас, Господи!». Некоторые из их кораблей доплыли до Америки — за пять веков до Колумба. Другие двигались на юг, к Черному морю и Константинополю. С чем была связана такая невероятная активность северян?

Вероника Мурашева: Точного ответа не существует. Одна из возможных причин — закон, по которому младшим сыновьям в Скандинавии мало что доставалось в наследство. Они могли рассчитывать только на себя, свой меч и удачу. Вообще-то «викинг» — это название военного похода за добычей. «Пойти в викинг» означало отправиться в военный поход. Для младших сыновей это была единственная возможность повысить свой социальный статус. Потом название перешло на участников похода. Впрочем, везде их называли по-разному. В Западной Европе их звали «норманнами», у нас — «варягами» или «русами».

Камни на могилах викингов, найденных в Дании, выложены так, что повторяют абрис корабля. В России варягов хоронили в больших курганах. Это захоронения разных периодов или разных скандинавских племен?

Вероника Мурашева: В нашу сторону основной поток варягов двигался с территории Средней Швеции. Курганы викингов, найденные в России, показывают, что погребального обряды очень точно соответствуют аналогичным обрядам на территории Средней Швеции.

Есть данные, что сюда попадал народ и с острова Готланда. Раскопки показывают, что был поток переселенцев с Аландских островов. Ритуальные глиняные звериные лапы, сделанные специально для погребального обряда, встречаются в захоронениях только на Аландских островах и территории ярославского Поволжья. И все. Больше нигде нет. Что эти лапы означают, мы можем только гадать. Но это очень точный показатель переселения.

Предметы, найденные во время раскопок, демонстрируют высокий уровень ремесленного мастерства, кузнечного, ювелирного, не говоря уж о кораблестроении. Можно ли говорить, что тот уровень ремесла, который принесли с собой викинги, определил экономическое развитие этой территории?

Вероника Мурашева: Нет, все сложнее. Да, некоторые приемы обработки металла пришли вместе с варягами. Например, для ковки ножей использовалась технология «трехслойного пакета». Сваривались три куска металла: в середине сталь, с боков — железо. Это позволяло соединить прочность стали с вязкостью железа.

Но многие приемы шли из провинций Византийской империи. Во второй половине Х века у славян формируется собственная ювелирная школа — со сканью и зерненными украшениями. Истоки этой традиции в античности. Она приходит через Византию, Великую Моравию, через западные славянские территории на Русь, и здесь расцветает.

Или, например, кубической замок с пружинным механизмом, который открывался ключом. У нас он появился вместе с варягами. Но родом это приспособление из древнего Рима. Он «прижился» уже после падения Римской империи в варварской Европе. Такие замки понравились и викингам, а от них пришли к славянским племенам.

Что-то пришло с исламского Востока, что-то — из Византии, что-то — с Севера. Синтез традиций породил новое явление, которое после принятия христианства мы можем называть древнерусской культурой.

Кстати, о Востоке. Один из потрясающих экспонатов выставки из серии «очевидное — невероятное», конечно, китайское платье. Его нашли во время раскопок в 1983 году. После реставрации впервые показали в 2012. Невозможно было даже вообразить, что в захоронениях викингов обнаружат китайское платье…

Вероника Мурашева: Причем, не просто платье из китайской парчи. Это платье, сшитое в Китае по китайскому фасону. Можно только фантазировать, какой красавице и моднице из дальних стран его везли.

Дорогой подарок…

Вероника Мурашева: Очень. Это шелк, затканный золотыми нитями. На спинке видны фрагменты восточного узора с драконами и грифонами… Потрясающее произведение — буквально haut couture Х века.

Куплено на рынке Константинополя?

Вероника Мурашева: Или на рынках столицы Хазарского каганата, или привезено из более дальних путешествий. Корабли викингов достигали Каспийского моря. Об их походах на Каспий рассказывают письменные источники.

На выставке очень много украшений. Какое место занимали женщины в мире викингов?

Вероника Мурашева: Женщине полагалась доля в наследстве. Она могла развестись с мужем, если ее что-то не устраивало. Ритуал развода описан: нужно было трижды сообщить, что ты разведена — около кровати, на пороге дома и на площади поселения. Иначе говоря, у викингов женщины, с точки зрения, юридической, были полноправными членами общества. Жены их были полноправными хозяйками. На них держались семья и дом. В «Исландских сагах» есть очень впечатляющие истории про красавиц, хозяек дома, самостоятельных, сильных, волевых, принимающих ответственность за решения.

Но, конечно, положение рабынь было совершенно иным. Его нельзя даже сравнивать с положением свободной женщины, матери семейства и хозяйки. Мы знаем, что на погребальный костер вместе с умершим мужем входила женщина, чтобы сопровождать мужчину в загробном мире качестве погребальной жены. Скорее всего, это была рабыня. Арабский путешественник Ибн Фадлан, оставивший описание похорон знатного руса, пишет, что девушка добровольно давала согласие на смерть.

Какая у нее была мотивация?

Вероника Мурашева: Возможно предполагалось, что женщина, ушедшая со своим господином в иной мир, там становилась валькирией. В мифологии это женщины-воительницы, которые прислуживали на пирах богам и погибшим воинам.

Пир — образ счастья для викингов?

Вероника Мурашева: Пир и война.

Основное оружие — меч?

Вероника Мурашева: Меч и секира. Не сабля, как у кочевников. Но в степях северным мореплавателям пришлось осваивать навыки конского боя.

Среди невероятных экспонатов — кусочек «жвачки» IX века.

Вероника Мурашева: Внешне это самый скромный экспонат выставки. Его легко не заметить среди золотых и серебряных украшений. Но эта крошечная лепешка из смолы — уникальная вещь. Мы ее нашли на раскопках в Гнездово — в мокром слое IX века, в грязи. Подумали, что это фрагмент какого-то деревянного изделия… Отдали реставраторам. Оказалось, это кусочек смолы, на котором очень четко виден отпечаток зуба человека. Словно вчера мальчишка «жвачку» выплюнул. И тысячи лет как не бывало.

Основателями династии Рюриковичей на Руси, как говорят летописи, были викинги Рюрик, Синеус и Трувор. Почему викинги становятся не просто наемниками, а элитой, имеющей власть?

Вероника Мурашева: Они привели с собой свою дружину, которая должна была защищать местные племена. Собственно, княжеская дружина и была первой элитой. Они были тем ближним кругом, в котором происходил дележ добычи и дани, которую они собирали. Потом уже стали заботиться о дележе земли. А потом уже происходила ассимиляция. Они не только дали название нашей стране, но стали частью истории Руси.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

В России пройдет крупнейшая в Восточной Европе выставка цифрового искусства

В России пройдет крупнейшая в Восточной Европе выставка цифрового искусства

Опубликовано

В России пройдет крупнейшая в Восточной Европе выставка цифрового искусства

Cамая масштабная в Восточной Европе оффлайн выставка-ярмарка цифрового искусства Disartive пройдет в Москве с 23 по 25 июня. На 11 LED экранах общей площадью 67,5 метра покажут более 100 работ цифровых художников — Покраса Лампаса, AES+F, Никиты Реплянского, Олега Сороко, Андрея Тюрина… Также в программе — онлайн-экспозиция в галерее «9554» на платформе Cryptovoxels, презентации частных коллекций и стартапов, аукционы, воркшопы c бизнесменами и многое другое. О цифровом искусстве, новых востребованных направлениях, технологиях блокчейн и о том, как участники Disartive за последние 3 месяца смогли заработать миллион долларов, «РГ» рассказала основатель ярмарки Ольга Дворецкая.

Мир, кажется, помешался на всем цифровом, и искусство тоже не устояло. Что же это такое современное цифровое искусство?

Ольга Дворецкая: На самом деле, цифровое искусство появилось в 60-70-ые годы прошлого века вместе с первыми ЭВМ. У художников появилась возможность изображать гиперреальность, и они с воодушевлением начали экспериментировать с технологиями. Но большие надежды на новое искусство тогда не оправдались. Возникло слишком много вопросов: как придать ценность работе, как подтвердить ее подлинность, как долго такой шедевр будет существовать. Ответы коллекционеров не устроили, и цифровое искусство на десятилетия было отодвинуто на периферию мира искусства. Были яркие вспышки, вроде открытия Музея современного искусства "ArsElectronica Center" или появления группы художников net.art в середине 90-х годов XX века, но перелом произошел лишь в 2007 году, когда появился iPhone, а вместе с ним и огромный запрос на видео-цифровой контент. Тогда же появилось множество программ — плагинов, которые позволяли цифровым дизайнерам создавать свои работы. Стали развиваться соцсети, мессенджеры, боты, искусственный интеллект, и художники устремились в эту новую область за новыми смыслами, оторвавшись от традиционной формы.

И этим мы обязаны в том числе и появлению NFT (non-fungibletoken или невзаимозаменяемый токен)?

Ольга Дворецкая: Да, блокчейн, криптография, NFT помогли решить одну из главных проблем цифрового искусства. Смотрите, когда вы покупаете у художника обычную картину, она становится вашей собственностью. Вы можете ее повесить на стену, подарить или перепродать. Вторую точно такую же картину художник вряд ли создаст. Всегда будут отличия в мазках, а качественную подделку поможет определить, например, углеродный анализ. С цифровым искусством не все так просто. Художник может создать невероятно красивый файл, но где гарантия, что никто не нажмет Copy-Paste и через пять минут не появятся сотни точных копий? Кто поручится, что именно это оригинал, имеющий ценность? И тут на помощь пришел NFT — технология, которая решила проблему верификации и подлинности экземпляра. Это может быть небольшая картинка или огромный файл, хранящийся в каком-то хранилище, но у каждого из них есть индивидуальный токен, который ты видишь в своем крипто-кошельке. Люди подхватили идею криптобанков и стали развивать блокчейн-платформы для цифровых художников.

Наверное, это сильно облегчило работу галеристов и коллекционеров. Больше не надо задумываться о том, как транспортировать и охранять картины, ведь, по сути, нужен только большой экран.

Ольга Дворецкая: Достаточно смартфона. С помощью блокчейн-систем я храню всю свою коллекцию в телефоне. А Facebook и Instagram стали моей галереей и стенами в моем доме, где я могу "развесить" свои картины и показывать их друзьям. С перевозкой картин, как вы понимаете, тоже нет никаких проблем. И страховка не нужна. Хотя не исключаю, что с развитием цифровой среды могут появиться кибермошенники и придется как-то от них защищаться.

А что нужно, чтобы создать цифровой шедевр? Если мой ребенок рисует в Paint красивые картинки, он тоже цифровой художник?

Ольга Дворецкая: Если он нарисует что-то такое, что соберет огромное число последователей и это захотят купить, то вполне возможно, на какое-то время он станет цифровым художником. Если честно, я немного завидую современным детям, которые имеют возможность свободно творить и самовыражаться — рисовать, фотографировать, снимать видео и делится этим с друзьями в Instagram или YouTube. У некоторых даже получается на своем увлечении заработать. Но все-таки ценность художника определяют его окружение, количество и качество работ. Например, художник Beeple (Майкл Винкельманн) в течение 13 лет каждый день рисовал картинки и выкладывал их в Сеть. Для него это был челлендж, который в итоге принес ему 69 миллионов долларов. Именно за столько на аукционе Christie"s купили коллаж из его работ под названием Everydays: The First 5000 Days. Рекордная цена — не случайность, к этому моменту у него уже были миллионы поклонников и последователей. Он творил не ради денег, а ради самого процесса творчества. Кстати, эта новая тенденция в цифровом искусстве, дизайнеры отказываются от заказов, чтобы свободно творить. Но мало просто творить и выкладывать свои работы в том же Instagram, нужно, чтобы твои работы резонировали с чувствами других людей.

Какие темы резонируют и вызывают отклик у публики?

Ольга Дворецкая: Художники очень разные. Кто-то создает очень необычные программируемые арты. Другие творят в 3D и 4D. Недавно обнаружила одного талантливого парня, который создает цифровое кино: каждый фрагмент его работы — это целый сюжет. Я прямо вижу, как это может развиться в новое направление в кинематографе. Многие художники стремятся передать свои мысли и эмоции. Мы видим философские размышления о жизни и посвящения любви, исследования гиперреальности и абстракции с интересными фантастическими мыслями. Набирает популярность неофеминизм — художницы в своих работах смело, открыто и глубоко размышляют о проблемах женщин, живущих в современном токсичном мужском мире. Мы наблюдаем сейчас создание новых артбрендов, которые балансируют на грани дизайна и искусства. Их концепции удивляют, а работы потрясают.

69 миллионов долларов за коллаж — есть к чему стремиться… Если говорить о рынке цифрового искусства, то какова средняя цена?

Ольга Дворецкая: Около 2,5 тысячи долларов. А общий годовой оборот продаж цифрового искусства и NFT-продуктов превысил миллиард долларов. Этот рынок сейчас активно развивается: художники ищут себя, экспериментируют, меняют площадки, сами становятся коллекционерами. На одном поле оказались опытные художники и вчерашние подростки — 18-летние креативщики. И все находят своего покупателя. Что любопытно, участники рынка держатся друг за друга, исповедуя принцип: отдать и приумножить. Это важный шаг к разумному использованию ресурсов и развитию креативных индустрий.

Эрмитаж готовит первую вставку NFT-искусства. Значит ли это, что традиционные музеи открыли свои двери и залы для нового искусства?

Ольга Дворецкая: Конечно, выставки цифрового искусства давно проводятся. В Пушкинском музее только завершилась выставка Била Виола, классика видеоарта. Есть Мультимедия Арт Музей, который работает с цифровыми художниками уже более 10 лет, Музей современного искусства "Гараж"… По всему миру открываются онлайн-музеи. А в некоторых городах в музеи превращают небоскребы, увешанные LED-панелями. Не исключено, что скоро появятся новые формы цифровых музеев, которые мы пока и представить себе не можем.

Что ждет гостей и участников Disartive?

Ольга Дворецкая: В первую очередь, это выставка цифрового искусства. Мы хотим собрать группу художников, чьи работы сможем показывать по всему миру и предлагать крупным коллекционерам и компаниям с высоким запросом на качество продуктов. Но мы не просто создаем первую в России коллекцию цифрового искусства, но и исследуем творчество художников. Мы живем в интереснейшее время, когда происходит смена поколений художников: идет новая волна, креативная и непредсказуемая. Старое и новое сливается в одну сюжетную линию и прямо на наших глазах зарождается новые направления цифрового искусства.

Кстати

Топ-5 самых дорогих цифровых произведений

69 300 000 долларов — "Каждый день: первые пять тысяч дней" ("Everydays: The First 5000 Days") представляет собой коллаж из 5000 изображений, которые Майк Винкельманн создавал ежедневно на протяжении 13 лет.

6 600 000 долларов — "Перекрестки", над которыми Майк Винкельман (Beeple) работал во время последних президентских выборов в США. Эта произведение меняется с течением времени. Первая его стадия — "до выборов", а вторая и третья — в зависимости от того, кто выиграет, Трамп или Байден.

6 000 000 долларов — Коллекция из 10 картин WarNymph канадской певицы и художницы Граймс и ее брата Мака Буше. Естественно, произведения сопровождались музыкальными композициями Граймс.

590 000 долларов — Гифка с изображение котенка NyanCat Криса Торреса уже давно гуляет по YouTube. Знаменитую гифку продали в единственном экземпляре неизвестного коллекционера по случаю десятилетия игры NyanCat.

523 000 долларов — Виртуальный дом Mars House, который создала канадская художница Криста Ким во время первой волны коронавируса. Это была проекция дома, в котором она сама мечтала бы жить.

Читать далее

Культура

Егор Баранов и Тимур Бекмамбетов приступили к съемкам триллера «Воскресшие»

Егор Баранов и Тимур Бекмамбетов приступили к съемкам триллера "Воскресшие"

Опубликовано

Егор Баранов и Тимур Бекмамбетов приступили к съемкам триллера "Воскресшие"

Тимур Бекмамбетов — как продюсер и Егор Баранов — как режиссер, приступили к съемкам англоязычного научно-фантастического триллера «Воскресшие». Снимают в Лос-Анджелесе. В главной роли Дейв Дэвис, известный по проектам «Настоящий детектив», «Логан», «Люцифер», «Грейхаунд» и другим.

О том, что начались съемки, сообщило крупнейшее индустриальное издание Variety. Егор Баранов в статье представлен, как "перспективный российский режиссер", и напоминается, что он снял трилогию "Гоголь" и сериал "Sпарта", который приобрел Netflix.

В статье приведено имя и Марией Затуловской — она сопродюсер Бекмамбетова. На ее счету несколько фильмов франшизы "Елки", а также картины — "Время первых", "Уроки фарси" и другие. Но оба этих продюсера на "Воскресших" представляют компанию Bazelevs. У картины также сильные зарубежные партнеры.

Действие "Воскресших" происходит в мрачном будущем, в котором Ватикан обнаружил, как воскрешать людей. Дэвис играет роль Стэнли, обычного человека, который стал священником после личной трагедии и обнаружил серию случайных убийств, совершенных воскресшими людьми. Стэнли начинает расследовать преступления и раскрывает заговор, построенный вокруг процесса воскрешения. Это расследование ставит под угрозу жизнь его маленького сына Николаса, да и его собственную — тоже.

Фильм "Воскресшие" снимается с использованием технологии Screenlife — действие происходит на экране компьютера, запатентованной Бекмамбетовым. Интерес к картине настолько велик, что партнер Pulsar Content уже заключил сделки с ведущими дистрибьюторами по всему миру — когда картина будет готова, ее увидят зрители многих стран.

Читать далее

Культура

Фестиваль VK Fest с участием Little Big, Басты и Zivert перенесен

Фестиваль VK Fest с участием Little Big, Басты и Zivert перенесен

Опубликовано

Один из самых масштабных и разножанровых музыкальных фестивалей должен был состояться в Парке 300-летия Петербурга 24 и 25 июля. Но из-за стремительного роста заболеваемости коронавирусом его решили перенести на 28-29 августа 2021 года.

Организаторы этого open-air, совмещающего музыкальную часть с традициями городского праздника на свежем воздухе, сообщили, что не хотят "рисковать здоровьем посетителей и добавлять стресса гостям из других городов".

В программе VK Fest, проводимого социальной сетью ВКонтакте на трех сценах на июль были заявлены сеты Басты, Little Big, Алены Швец, Мари Краймбери, Ольги Бузовой, Zivert, "Пошлой Молли", Артура Пирожкова, Светланы Лободы, Maruv (обе — Украина), Ramil", Артем Качер и много других популярных артистов и групп, в основном представляющих поп-музыку и R&B.

Смогут ли они спеть на фестивале уже в новые даты, пока не сообщается.

Кстати

Также на более поздние сроки перенесены еще два фестиваля: KKinchevfest (он же "КинчевФест"), который должен был состояться в "Порту Севкабель" Санкт-Петербурга (там, где недавно проходило StereoLeto) и "Доброфест" в Ярославской области.

Очевидно, что организаторы всех трех open-air надеются, что к концу августа — началу сентября ситуация с коронавирусом уже стабилизируется. Хорошо бы.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

В Бурятии из-за COVID-19 объявили режим нерабочих дней В Бурятии из-за COVID-19 объявили режим нерабочих дней
Общество40 минут назад

В Бурятии из-за COVID-19 объявили режим нерабочих дней

Власти Республики Бурятия ужесточают ограничительные меры, связанные с распространением коронавирусной инфекции. Они вводятся с 27 июня по 11 июля, сообщили...

Общество48 минут назад

В Москве проводили в последний путь Анатолия Лысенко

На телевидении ума много. А мудрости — мало. Безнравственного — пруд пруди. А нравственного, так, чтобы по совести, — почти...

Власти одного из российских регионов вводят полный локдаун Власти одного из российских регионов вводят полный локдаун
Здоровье1 час назад

Власти одного из российских регионов вводят полный локдаун

В Бурятии власти приняли решение на две недели ввести тотальный локдаун. Эпидемиологическая обстановка в республике ухудшается пятую неделю подряд. Таким образом чиновники надеются...

Власти одного из российских регионов вводят полный локдаун Власти одного из российских регионов вводят полный локдаун
Здоровье1 час назад

Власти одного из российских регионов вводят полный локдаун

В Бурятии власти приняли решение на две недели ввести тотальный локдаун. Эпидемиологическая обстановка в республике ухудшается пятую неделю подряд. Таким образом чиновники надеются...

Россиянам рассказали, какие из дешевых смартфонов самые лучшие Россиянам рассказали, какие из дешевых смартфонов самые лучшие
Hi-Tech2 часа назад

Россиянам рассказали, какие из дешевых смартфонов самые лучшие

МОСКВА, 23 июн — ПРАЙМ. В Роскачестве назвали самые лучшие дешевые смартфоны. Результаты исследования опубликованы на сайте организации. По версии ведомства, на первом месте —...

В мире2 часа назад

Блинкен пообещал не дать РФ использовать «Северный поток 2» как оружие

Москва. 23 июня. INTERFAX.RU — Нынешняя американская администрация пришла к власти, когда проект «Северный поток 2» был завершен более чем...

Москва и Петербург обновили рекорды по числу смертей от коронавируса Москва и Петербург обновили рекорды по числу смертей от коронавируса
Здоровье2 часа назад

Москва и Петербург обновили рекорды по числу смертей от коронавируса

В Санкт-Петербурге от коронавирусной инфекции за последние сутки умерли 93 человека, в Москве — 88, свидетельствуют данные федерального оперативного штаба по борьбе с COVID-19. Для обоих городов...

Москва и Петербург обновили рекорды по числу смертей от коронавируса Москва и Петербург обновили рекорды по числу смертей от коронавируса
Здоровье2 часа назад

Москва и Петербург обновили рекорды по числу смертей от коронавируса

В Санкт-Петербурге от коронавирусной инфекции за последние сутки умерли 93 человека, в Москве — 88, свидетельствуют данные федерального оперативного штаба по борьбе с COVID-19. Для обоих городов...

Совфед упростил порядок выезда несовершеннолетних за рубеж Совфед упростил порядок выезда несовершеннолетних за рубеж
Общество2 часа назад

Совфед упростил порядок выезда несовершеннолетних за рубеж

Совет Федерации на пленарном заседании в среду одобрил закон, упрощающий порядок выезда несовершеннолетних за рубеж. Теперь нотариальное согласие одного из...

В мире2 часа назад

В ГРУ заявили об отработке Пентагоном на Аляске нападения на Россию

Москва. 23 июня. INTERFAX.RU — Пентагон в ходе майских учений на Аляске отработал нанесение массированных ударов по территории России, заявил...

Advertisement

Популярное