Connect with us

Культура

Чем удивил зрителей фестиваль «Радуга»

Чем удивил зрителей фестиваль "Радуга"

Published

on

В этом году фестиваль, обычно проходивший в веселом мае, из-за COVID-19 был перенесен и, потеряв по дороге три спектакля, чудом состоялся, хоть и в темном декабре. Радости собравшихся в гостеприимном ТЮЗе им. Брянцева не было предела. Истосковавшись по живому, а не цифровому театру артисты, критики и публика воодушевленно стекались на бывший Семеновский плац и горячо обсуждали увиденное. А видеть было что. Чем удивил зрителей фестиваль "Радуга"

Фото: Наталья Кореновская/пресс-служба фестиваля «Радуга»

Лишившись своей традиционной международной программы, фестиваль смог собрать интереснейшую панораму современного российского театра. Спектакли из Воронежа, Красноярска, Твери, Иванова, Казани, Москвы и Петербурга сложили картину одновременно яркую и мрачную.

Открылся фестиваль спектаклем Михаила Бычкова и его Камерного театра (Воронеж) "Женитьба Бальзаминова". В нем (в духе нашего времени и социологически точно) инфантильный Мишенька, чтобы попасть к своей возлюбленной, превращается из башмачника в сантехника, Лукьян Лукьянович грозится уехать не на Кавказ, а на Донбасс, а жители купеческого Замоскворечья толпятся где-то в новой Москве (художник Николай Симонов). Сам Бычков так рассказывает в одном из интервью о своем замысле: "… если открыть текст Александра Островского, то можно убедиться, что инфантилизм и вера в удачу — значимая часть национального характера, национального мышления. И я даже не уверен, что она связана с половыми признаками. Сегодняшние девочки, которые смотрят на мир через инстаграм и ждут принца на белом "Мерседесе", — те же Бальзаминовы. Просто одно дело, когда в стране веками действует принцип: если будешь добросовестно трудиться, будешь честен, законопослушен, то постепенно повысишь свой социальный статус, станешь богаче и твоим детям достанется то, что ты наработал за жизнь. А когда живешь в стране не только с непредсказуемым будущим, но и с непредсказуемым прошлым, когда в последнюю очередь работает такая вещь, как закон, когда нельзя быть уверенным ни в чем, то и получается, что в значительной степени "ваше благородие госпожа удача" становится чуть ли не единственной возможностью подняться в жизни и обрести желаемое".

Актеры играют захватывающе, в том числе — благодаря эстетике видео и кино. Кино здесь — мир мечты, а крупные планы на видеопроекциях — мир реальности. Между этими мирами и размещается презренное, смешное, нелепое и трогательное театральное "замоскворечье" Михаила Бычкова.

Право поиграть с классическим текстом присвоил себе еще один спектакль из Воронежа — "Двенадцатая ночь" независимого Никитинского театра в постановке Юрия Муравицкого. Их игра безудержна и принципиально театральна. С самого начала публике предлагается выбрать тех актеров, которые именно сегодня и сейчас будут играть тех или иных персонажей (это значит, что все они знают весь текст пьесы). И они это делают если не всегда остро и парадоксально, то почти всегда легко и обаятельно, а музыка, которую они сами тут же и исполняют, придает всему действию бравурную радость. И даже если ее не удавалось легко выдерживать все три часа действия, спектакль все равно остался одним из самых радостных событий фестиваля.

Еще один хит классической русской драматургии, но с гораздо более трудной судьбой — пьеса Сухово-Кобылина "Смерть Тарелкина", поставленная в красноярском Театре драмы им. Пушкина режиссером Олегом Рыбкиным. В его образном поле невольно проявляется память о спектакле Мейерхольда 1922 года, в котором Тарелкин был буффонной вариацией важнейшей для режиссера темы игры с судьбой и смертью. Но в красноярском спектакле просвечивает и память о другом "Тарелкине" в постановке Петра Фоменко в театре им. Маяковского. Именно после этого остросоциального и метафизически мрачного спектакля с Тарелкиным-Алексеем Эйбоженко Фоменко на несколько лет был отлучен от профессии. Памяти учителя Олег Рыбкин и посвятил свой спектакль. Признанный знаток польского модернизма и интеллектуальной немецкой драмы, эстет и затейник, Рыбкин здесь оказывается во власти каких-то бессознательных, диких, анархических энергий, с трудом справляясь с отчаянной русской фантасмагорией, с беспредельщиной главного отечественного трагифарса.

Режиссер сочинил вместе с художником Александром Моховым пространство современное (облезлая масляная краска социалистических залов ожиданий напоминает спектакли Кристина Люпы) и одновременно архаически-театральное. Здесь Брандахлыстова оказалась огромной, на ходулях, "бабой на чайник" (Георгий Дмитриев играет еще и Качалу), и повсеместно проступали образы вурдалаков (за работу художника по костюмам "Золотой маской была отмечена Фагиля Сельская). Сергей Селеменев играл Тарелкина странным, очень сложным типом, одновременно жертвой, давно забывшей о своих притязаниях, и печальным мудрецом Экклезиаста, и тюремным шутом. В этом мерцании — весь ужас его персонажа. Но скорей всего в мире этого спектакля — все зэки, и перед нами какой-то мужской лагерный театр.

Под занавес фестиваля была показана последняя премьера петербургского ТЮЗа — "Мещане" в постановке Елизаветы Бондарь. Она тоже переделала пьесу Горького о вражде трех поколений семьи Бессеменовых. Сергей Давыдов, сохранив всех сюжетные линии пьесы, добавил к ним дневниковые откровения современных детей и родителей. Елизавета Бондарь предлагает не только игру времен, но и игру стилей. У нее театра эпохи "позорного десятилетия", декаданса, иронически переосмысляется и перекликается со современным, дом купца Бессеменова становится музейной экспозицией, а его обитатели-призраки ведут диалог с сегодняшними нами.

Кроме того, в программе двадцать первого фестиваля "Радуга" были показаны пушкинская "Пиковая дама" в Краснодарском театре драмы имени Горького (режиссер Константин Солдатов). Еще один молодой участник "Радуги" — режиссер Артем Устинов поставил в сухумском Русском театре драмы имени Фазиля Искандера "Электру" по трагедиям Софокла и Еврипида и философским трактатам Платона.

Небольшой драматический театр (Петербург) показал шекспировскую трагедию "Король Лир" в постановке Льва Эренбурга. Денис Хуснияров представил "Грозу" (Драматический театр, Иваново).

Культура

Бэнкси нарисовал новое граффити на стене тюрьмы в Рединге

Бэнкси нарисовал новое граффити на стене тюрьмы в Рединге

Published

on

Бэнкси нарисовал новое граффити на стене тюрьмы в Рединге

Фото: REUTERS/Matthew Childs

Известный британский художник стрит-арта Бэнкси подтвердил, что новое граффити на стене в тюрьме Рединга принадлежит его авторству. Он обнародовал видеозапись создания работы на своей странице в Instagram.

На граффити, нанесенном на кирпичной стене здания, изображен арестант, который спускается по веревке из простыней, конец которой привязан к пишущей машинке.  Рисунок появился в понедельник, однако некоторое время было точно неизвестно, кто является его автором.

Видеозапись сделана в темное время суток. Художник работал при свете фонаря, и его лицо в кадр не попало.

В тюрьме Рединга отбывал заключение ирландский писатель Оскар Уайльд, осужденный в 1895 году по делу о безнравственности. Именно здесь он написал поэму "Баллада Редингской тюрьмы" и письмо-исповедь De Profundis ("Из бездны").

Бэнкси" (Banksy) — псевдоним художника. Его настоящие имя, внешность и биография никому неизвестны. Бэнкси получил мировую известность благодаря своим работам, написанным в стиле  сатирического уличного искусства. Он выполняет граффити с использованием техники трафаретной печати. Работы художника часто затрагивают социальные и политические темы.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Banksy (@banksy)

Continue Reading

Культура

Ангел и музыка

Ангел и музыка

Published

on

В Северной столице поставили памятник медикам, погибшим от COVID-19. Автором монумента «Ангел» стал петербургский скульптор Роман Шустров — посмертно. В мае прошлого года он сам стал жертвой беспощадной инфекции. Ангел и музыка

Грустная бронзовая фигурка Ангела с немного склоненной головой как будто прислушивается к чему-то… Фото: Сергей Николаев/РГ

На пике пандемии в Петербурге сначала появился стихийный мемориал — Стена памяти. Фотографии врачей и медсестер, цветы и свечи люди несли на Малую Садовую улицу, крепили и раскладывали прямо на строительном заборе. К моменту, когда реставрация здания напротив входа в городской комитет по здравоохранению была завершена и ограждение пришлось демонтировать, на нем было 116 портретов. Тогда же родилась идея установить постоянный знак памяти.

— Сначала мы думали о месте рядом с НИИ гриппа, — рассказала корреспонденту "РГ" одна из авторов идеи увековечения подвига медиков петербургский журналист Галина Артеменко, — но там территория огорожена, не подходит. Поэтому мы просто бродили по Петроградской и у Первого меда (Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени Павлова, — прим. "РГ") увидели эту скамейку. Место посчитали символичным.

Здесь и решили установить работу Романа Шустрова. Его "Чудики" (как он их сам называл) давно живут в городе и любимы петербуржцами. В ротонде Любашинского сада живет его босоногий Ангел, а в Измайловском саду у Молодежного театра на Фонтанке, Ангел, сидящий на спинке скамейки. Он, по убеждению горожан, исполняет желания…

Для размещения на набережной Карповки работу Шустрова "Печальный ангел, слушающий музыку" немного сократили, и граммофончик у ног ангела ставить не стали. Но грустная бронзовая фигурка с немного склоненной головой как будто действительно прислушивается к чему-то… Может быть, к жалобам больных — не всем успели помочь. Или к словам благодарности медикам, которые многократно произносили все пришедшие на встречу с "Ангелом": коллеги, пациенты, родственники и друзья, все неравнодушные люди…

Помощь в работе над монументом — согласовании, поиске спонсоров, изготовлении 3D-модели, а затем отливке скульптуры в бронзе — оказала администрации Петроградского района. Открытие "Печального ангела" состоялось трижды: в четверг к нему возложили цветы чиновники городского комитета по здравоохранению и главврачи городских больниц, затем состоялась "народная" церемония. А за день до этого к памятнику приезжал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Главный врач клинической инфекционной больницы имени Боткина Денис Гусев предложил учредить день памяти в честь погибших медиков

На церемонии открытия памятника главный врач клинической инфекционной больницы имени Боткина Денис Гусев предложил учредить день памяти в честь погибших медиков. Его коллектив потерял пятерых: "Потерял, но не забыл".

— Может, это будет сегодняшний день. Может, завтрашний, — предложил Гусев. — Но главное, что в этот день мы будем собираться и вспоминать, и отдавать дань памяти тем, кто не смог дожить до этих дней.

Увидеть их лица можно и сегодня. На металлической табличке у "Ангела" с посвящением медикам размещен QR-код. Если навести на него смартфон, откроется виртуальная Стена памяти.

Тем временем

Конкурс на эскизный проект памятника врачу и медсестре, погибшим от коронавирусной инфекции, объявила клиническая межрайонная больница города Кириши Ленинградской области. Как пишет газета "Киришский факел", предложения можно направить до 1 мая в личные сообщения группы больницы в соцсети с пометкой "Эскизный проект памятника", с указанием имени и контактных данных автора.

Кстати

Памятники врачам и медсестрам или проекты таких монументов уже есть во многих городах России, в том числе Махачкале и Дербенте. В Москве его открытие будет приурочено ко Дню медицинского работника, который в этом году будет отмечаться 20 июня.

Continue Reading

Культура

Девушки Бонда уже здесь

Девушки Бонда уже здесь

Published

on

Есть группы, которые, кажется, были всегда. И чьи хиты давно уже стали новыми народными. Среди этих немногих уральский «ЧайФ» с их хитами — «Не спеши», «Ой-Йо (Никто не услышит)», «Поплачь о нем», «Давай вернемся» и многими другими… Но все им мало: в год 35-летия «чайфы» снова выпускали новые альбомы. Поэтому на двух их юбилейных концертах снова было тесно: от хороших песен, улыбок, позитивного настроения и оптимистичного рок-н-ролльного драйва. Девушки Бонда уже здесь

С «Чайфом» и Владимиром Шахриным на сцене не заскучаешь. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Выступления "ЧайФа" в Москве, получившие название "Война, мир и…", дважды переносили. Вначале прошлой весной, затем осенью, а в конце зимы решили сменить и площадку: из "ВТБ Арены-Динамо" переехать в "Крокус Сити Холл", географически расположенный в Подмосковье, где разрешено заполнять уже не 50, а 75 процентов мест в зале. После всех этих перемен зрители были так рады встрече с "ЧайФом", что даже встречали их надутыми буквами, образовавшими фразу "Мы скучали!".

Ну, а "ЧайФ" не скучал (ну, кроме как по поклонникам) — пандемию группа провела, наверное, эффективнее и деятельнее всех своих коллег: еще в конце 2019-го музыканты выпустили очередной альбом "Слова на бумаге", а весь коронавирусный 2020-й готовили песни для нового акустического диска "Оранжевое настроение-III". Сам же Владимир Шахрин и объяснил со сцены, зачем группе, у которой и так хватает хитов, напрягаться и вновь выпускать новые песни, пока коллеги расслабляются на карантине. Мол, для того, чтобы не превращаться в ретро группу. Новые песни вправду свежи по настроениям, аранжировкам, бодры и влекущи. При этом сложилось впечатление, что за это время музыканты еще и значительно прибавили как инструменталисты, особенно лидер-гитарист Владимир Бегунов. Он же стал автором новой песни "Не теряй надежду", а в ответ на суждение кого-то из зрителей, назвавшей ее "митяевщиной", с привычной ему иронией парировал: "Ну, кто-то ведь должен быть и несовременным".

При этом баланс между новыми песнями и теми хитами, без которых "ЧайФ" точно не отпустили бы со сцены, оказался выдержан очень смело и точно (не всем звездам со стажем удается не перебарщивать с ностальгией и писать такие песни, что не хуже старых). Лихо или душевно (два главных определения, которыми, наверное, можно описать музыку группы) прозвучали и другие премьеры: "Что мы делали в прошедшем году", "Все девушки Бонда" и очень своевременная "Не теряй надежду"… Кто-то в зале танцевал, кто-то подпевал или согласно кивали головой. Но верили — все.

Конечно, "ЧайФ" сыграли и песню "Почтальон" из одноименного сериала Василия Мищенко (режиссер тоже был в зале). А еще: "Не спеши", "В ее глазах", "Ой-Йо (Никто не услышит)", "17 лет", "Поплачь о нем (пока он живой)", "Не дай мне повод" и другие свои славные, мелодичные и так поддерживающие нас все эти годы хиты. А под занавес пообещали, что вскоре возобновят свой тур по России и другим странам…

Да, и вправду, хороших новостей много не бывает….

Кстати

Самим "чайфам" концерт так понравился, что они пообещали вернуться в Москву уже летом. И по традиции сыграть 24 июня, после дня рождения Владимира Шахрина, в саду "Эрмитаж".

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Общество45 минут ago

Почти 60 НКО попросили Путина освободить их от отчетности об иностранном финансировании доноров

Представители почти 60 некоммерческих организаций (НКО) отправили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой не отчитываться об источниках иностранного финансирования своих...

Общество45 минут ago

Роскомнадзор предложил устанавливать государственные счетчики посещаемости в соцсетях

Роскомнадзор хочет обязать соцсети устанавливать счетчики посещаемости. Соответстующий законопроект опубликован на портале нормативно-правовых актов. Как говорится в документе, программа будет...

Общество45 минут ago

Профсоюз «Альянс врачей» внесли в реестр «иностранных агентов» из‑за «распространения мнений о проводимой госорганами политике»

Профсоюз «Альянс врачей» появился в списке «иностранных агентов» на информационном портале Минюста. Как следует из опубликованных документов, организацию признали «иностранным...

Общество46 минут ago

Мосгорсуд оставил под арестом журналиста «Новой газеты» Азара из‑за поста в фейсбуке

Московский городский суд оставил под арестом муниципального депутата и журналиста «Новой газеты» Илью Азара за пост об акции в фейсбуке....

Хакеры взломали  Windows через шрифты Хакеры взломали  Windows через шрифты
Hi-Tech52 минуты ago

Хакеры взломали Windows через шрифты

Windows © AFP/ Jung Yeon-Je МОСКВА, 5 мар — ПРАЙМ. Всего один символ может уничтожить операционную систему Windows, пишет издание Tom’s...

Объявлена программа XVII Международной олимпиады по русскому языку Объявлена программа XVII Международной олимпиады по русскому языку
Общество53 минуты ago

Объявлена программа XVII Международной олимпиады по русскому языку

Институт Пушкина объявил программу XVII Международной олимпиады по русскому языку. К участию приглашаются иностранные школьники, слушатели подготовительных факультетов, студенты, молодые...

В ВОЗ назвали сроки окончания пандемии коронавируса В ВОЗ назвали сроки окончания пандемии коронавируса
Общество58 минут ago

В ВОЗ назвали сроки окончания пандемии коронавируса

С пандемией коронавируса мир может справиться в начале 2022 года, считает директор Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Ханс...

Вакцина "ЭпиВакКорона" показала высокую безопасность для пожилых пациентов Вакцина "ЭпиВакКорона" показала высокую безопасность для пожилых пациентов
Общество1 час ago

Вакцина «ЭпиВакКорона» показала высокую безопасность для пожилых пациентов

Фото: Олеся Курпяева/ РГ Вакцина "ЭпиВакКорона", созданная новосибирским научным центром "Вектор", успешно прошла открытое клиническое исследование ІII-IV фазы среди лиц...

Вакцина "ЭпиВакКорона" показала высокую безопасность для пожилых пациентов Вакцина "ЭпиВакКорона" показала высокую безопасность для пожилых пациентов
Общество1 час ago

Вакцина «ЭпиВакКорона» показала высокую безопасность для пожилых пациентов

Фото: Олеся Курпяева/ РГ Вакцина "ЭпиВакКорона", созданная новосибирским научным центром "Вектор", успешно прошла открытое клиническое исследование ІII-IV фазы среди лиц...

Общество2 часа ago

Эксперты рассказали, как выбрать тюльпаны к 8 марта

К Международному женскому дню в городских теплицах вырастили миллионы тюльпанов. Как правильно выбрать цветы и что сделать, чтобы они дольше...

Популярное