Культура
Чем удивил зрителей фестиваль «Радуга»
В этом году фестиваль, обычно проходивший в веселом мае, из-за COVID-19 был перенесен и, потеряв по дороге три спектакля, чудом состоялся, хоть и в темном декабре. Радости собравшихся в гостеприимном ТЮЗе им. Брянцева не было предела. Истосковавшись по живому, а не цифровому театру артисты, критики и публика воодушевленно стекались на бывший Семеновский плац и горячо обсуждали увиденное. А видеть было что.
Лишившись своей традиционной международной программы, фестиваль смог собрать интереснейшую панораму современного российского театра. Спектакли из Воронежа, Красноярска, Твери, Иванова, Казани, Москвы и Петербурга сложили картину одновременно яркую и мрачную.
Открылся фестиваль спектаклем Михаила Бычкова и его Камерного театра (Воронеж) "Женитьба Бальзаминова". В нем (в духе нашего времени и социологически точно) инфантильный Мишенька, чтобы попасть к своей возлюбленной, превращается из башмачника в сантехника, Лукьян Лукьянович грозится уехать не на Кавказ, а на Донбасс, а жители купеческого Замоскворечья толпятся где-то в новой Москве (художник Николай Симонов). Сам Бычков так рассказывает в одном из интервью о своем замысле: "… если открыть текст Александра Островского, то можно убедиться, что инфантилизм и вера в удачу — значимая часть национального характера, национального мышления. И я даже не уверен, что она связана с половыми признаками. Сегодняшние девочки, которые смотрят на мир через инстаграм и ждут принца на белом "Мерседесе", — те же Бальзаминовы. Просто одно дело, когда в стране веками действует принцип: если будешь добросовестно трудиться, будешь честен, законопослушен, то постепенно повысишь свой социальный статус, станешь богаче и твоим детям достанется то, что ты наработал за жизнь. А когда живешь в стране не только с непредсказуемым будущим, но и с непредсказуемым прошлым, когда в последнюю очередь работает такая вещь, как закон, когда нельзя быть уверенным ни в чем, то и получается, что в значительной степени "ваше благородие госпожа удача" становится чуть ли не единственной возможностью подняться в жизни и обрести желаемое".
Актеры играют захватывающе, в том числе — благодаря эстетике видео и кино. Кино здесь — мир мечты, а крупные планы на видеопроекциях — мир реальности. Между этими мирами и размещается презренное, смешное, нелепое и трогательное театральное "замоскворечье" Михаила Бычкова.
Право поиграть с классическим текстом присвоил себе еще один спектакль из Воронежа — "Двенадцатая ночь" независимого Никитинского театра в постановке Юрия Муравицкого. Их игра безудержна и принципиально театральна. С самого начала публике предлагается выбрать тех актеров, которые именно сегодня и сейчас будут играть тех или иных персонажей (это значит, что все они знают весь текст пьесы). И они это делают если не всегда остро и парадоксально, то почти всегда легко и обаятельно, а музыка, которую они сами тут же и исполняют, придает всему действию бравурную радость. И даже если ее не удавалось легко выдерживать все три часа действия, спектакль все равно остался одним из самых радостных событий фестиваля.
Еще один хит классической русской драматургии, но с гораздо более трудной судьбой — пьеса Сухово-Кобылина "Смерть Тарелкина", поставленная в красноярском Театре драмы им. Пушкина режиссером Олегом Рыбкиным. В его образном поле невольно проявляется память о спектакле Мейерхольда 1922 года, в котором Тарелкин был буффонной вариацией важнейшей для режиссера темы игры с судьбой и смертью. Но в красноярском спектакле просвечивает и память о другом "Тарелкине" в постановке Петра Фоменко в театре им. Маяковского. Именно после этого остросоциального и метафизически мрачного спектакля с Тарелкиным-Алексеем Эйбоженко Фоменко на несколько лет был отлучен от профессии. Памяти учителя Олег Рыбкин и посвятил свой спектакль. Признанный знаток польского модернизма и интеллектуальной немецкой драмы, эстет и затейник, Рыбкин здесь оказывается во власти каких-то бессознательных, диких, анархических энергий, с трудом справляясь с отчаянной русской фантасмагорией, с беспредельщиной главного отечественного трагифарса.
Режиссер сочинил вместе с художником Александром Моховым пространство современное (облезлая масляная краска социалистических залов ожиданий напоминает спектакли Кристина Люпы) и одновременно архаически-театральное. Здесь Брандахлыстова оказалась огромной, на ходулях, "бабой на чайник" (Георгий Дмитриев играет еще и Качалу), и повсеместно проступали образы вурдалаков (за работу художника по костюмам "Золотой маской была отмечена Фагиля Сельская). Сергей Селеменев играл Тарелкина странным, очень сложным типом, одновременно жертвой, давно забывшей о своих притязаниях, и печальным мудрецом Экклезиаста, и тюремным шутом. В этом мерцании — весь ужас его персонажа. Но скорей всего в мире этого спектакля — все зэки, и перед нами какой-то мужской лагерный театр.
Под занавес фестиваля была показана последняя премьера петербургского ТЮЗа — "Мещане" в постановке Елизаветы Бондарь. Она тоже переделала пьесу Горького о вражде трех поколений семьи Бессеменовых. Сергей Давыдов, сохранив всех сюжетные линии пьесы, добавил к ним дневниковые откровения современных детей и родителей. Елизавета Бондарь предлагает не только игру времен, но и игру стилей. У нее театра эпохи "позорного десятилетия", декаданса, иронически переосмысляется и перекликается со современным, дом купца Бессеменова становится музейной экспозицией, а его обитатели-призраки ведут диалог с сегодняшними нами.
Кроме того, в программе двадцать первого фестиваля "Радуга" были показаны пушкинская "Пиковая дама" в Краснодарском театре драмы имени Горького (режиссер Константин Солдатов). Еще один молодой участник "Радуги" — режиссер Артем Устинов поставил в сухумском Русском театре драмы имени Фазиля Искандера "Электру" по трагедиям Софокла и Еврипида и философским трактатам Платона.
Небольшой драматический театр (Петербург) показал шекспировскую трагедию "Король Лир" в постановке Льва Эренбурга. Денис Хуснияров представил "Грозу" (Драматический театр, Иваново).
Культура
Бэнкси нарисовал новое граффити на стене тюрьмы в Рединге
Известный британский художник стрит-арта Бэнкси подтвердил, что новое граффити на стене в тюрьме Рединга принадлежит его авторству. Он обнародовал видеозапись создания работы на своей странице в Instagram.
На граффити, нанесенном на кирпичной стене здания, изображен арестант, который спускается по веревке из простыней, конец которой привязан к пишущей машинке. Рисунок появился в понедельник, однако некоторое время было точно неизвестно, кто является его автором.
Видеозапись сделана в темное время суток. Художник работал при свете фонаря, и его лицо в кадр не попало.
В тюрьме Рединга отбывал заключение ирландский писатель Оскар Уайльд, осужденный в 1895 году по делу о безнравственности. Именно здесь он написал поэму "Баллада Редингской тюрьмы" и письмо-исповедь De Profundis ("Из бездны").
Бэнкси" (Banksy) — псевдоним художника. Его настоящие имя, внешность и биография никому неизвестны. Бэнкси получил мировую известность благодаря своим работам, написанным в стиле сатирического уличного искусства. Он выполняет граффити с использованием техники трафаретной печати. Работы художника часто затрагивают социальные и политические темы.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Культура
Ангел и музыка
В Северной столице поставили памятник медикам, погибшим от COVID-19. Автором монумента «Ангел» стал петербургский скульптор Роман Шустров — посмертно. В мае прошлого года он сам стал жертвой беспощадной инфекции.
На пике пандемии в Петербурге сначала появился стихийный мемориал — Стена памяти. Фотографии врачей и медсестер, цветы и свечи люди несли на Малую Садовую улицу, крепили и раскладывали прямо на строительном заборе. К моменту, когда реставрация здания напротив входа в городской комитет по здравоохранению была завершена и ограждение пришлось демонтировать, на нем было 116 портретов. Тогда же родилась идея установить постоянный знак памяти.
— Сначала мы думали о месте рядом с НИИ гриппа, — рассказала корреспонденту "РГ" одна из авторов идеи увековечения подвига медиков петербургский журналист Галина Артеменко, — но там территория огорожена, не подходит. Поэтому мы просто бродили по Петроградской и у Первого меда (Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени Павлова, — прим. "РГ") увидели эту скамейку. Место посчитали символичным.
Здесь и решили установить работу Романа Шустрова. Его "Чудики" (как он их сам называл) давно живут в городе и любимы петербуржцами. В ротонде Любашинского сада живет его босоногий Ангел, а в Измайловском саду у Молодежного театра на Фонтанке, Ангел, сидящий на спинке скамейки. Он, по убеждению горожан, исполняет желания…
Для размещения на набережной Карповки работу Шустрова "Печальный ангел, слушающий музыку" немного сократили, и граммофончик у ног ангела ставить не стали. Но грустная бронзовая фигурка с немного склоненной головой как будто действительно прислушивается к чему-то… Может быть, к жалобам больных — не всем успели помочь. Или к словам благодарности медикам, которые многократно произносили все пришедшие на встречу с "Ангелом": коллеги, пациенты, родственники и друзья, все неравнодушные люди…
Помощь в работе над монументом — согласовании, поиске спонсоров, изготовлении 3D-модели, а затем отливке скульптуры в бронзе — оказала администрации Петроградского района. Открытие "Печального ангела" состоялось трижды: в четверг к нему возложили цветы чиновники городского комитета по здравоохранению и главврачи городских больниц, затем состоялась "народная" церемония. А за день до этого к памятнику приезжал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Главный врач клинической инфекционной больницы имени Боткина Денис Гусев предложил учредить день памяти в честь погибших медиков
На церемонии открытия памятника главный врач клинической инфекционной больницы имени Боткина Денис Гусев предложил учредить день памяти в честь погибших медиков. Его коллектив потерял пятерых: "Потерял, но не забыл".
— Может, это будет сегодняшний день. Может, завтрашний, — предложил Гусев. — Но главное, что в этот день мы будем собираться и вспоминать, и отдавать дань памяти тем, кто не смог дожить до этих дней.
Увидеть их лица можно и сегодня. На металлической табличке у "Ангела" с посвящением медикам размещен QR-код. Если навести на него смартфон, откроется виртуальная Стена памяти.
Тем временем
Конкурс на эскизный проект памятника врачу и медсестре, погибшим от коронавирусной инфекции, объявила клиническая межрайонная больница города Кириши Ленинградской области. Как пишет газета "Киришский факел", предложения можно направить до 1 мая в личные сообщения группы больницы в соцсети с пометкой "Эскизный проект памятника", с указанием имени и контактных данных автора.
Кстати
Памятники врачам и медсестрам или проекты таких монументов уже есть во многих городах России, в том числе Махачкале и Дербенте. В Москве его открытие будет приурочено ко Дню медицинского работника, который в этом году будет отмечаться 20 июня.
Культура
Девушки Бонда уже здесь
Есть группы, которые, кажется, были всегда. И чьи хиты давно уже стали новыми народными. Среди этих немногих уральский «ЧайФ» с их хитами — «Не спеши», «Ой-Йо (Никто не услышит)», «Поплачь о нем», «Давай вернемся» и многими другими… Но все им мало: в год 35-летия «чайфы» снова выпускали новые альбомы. Поэтому на двух их юбилейных концертах снова было тесно: от хороших песен, улыбок, позитивного настроения и оптимистичного рок-н-ролльного драйва.
Выступления "ЧайФа" в Москве, получившие название "Война, мир и…", дважды переносили. Вначале прошлой весной, затем осенью, а в конце зимы решили сменить и площадку: из "ВТБ Арены-Динамо" переехать в "Крокус Сити Холл", географически расположенный в Подмосковье, где разрешено заполнять уже не 50, а 75 процентов мест в зале. После всех этих перемен зрители были так рады встрече с "ЧайФом", что даже встречали их надутыми буквами, образовавшими фразу "Мы скучали!".
Ну, а "ЧайФ" не скучал (ну, кроме как по поклонникам) — пандемию группа провела, наверное, эффективнее и деятельнее всех своих коллег: еще в конце 2019-го музыканты выпустили очередной альбом "Слова на бумаге", а весь коронавирусный 2020-й готовили песни для нового акустического диска "Оранжевое настроение-III". Сам же Владимир Шахрин и объяснил со сцены, зачем группе, у которой и так хватает хитов, напрягаться и вновь выпускать новые песни, пока коллеги расслабляются на карантине. Мол, для того, чтобы не превращаться в ретро группу. Новые песни вправду свежи по настроениям, аранжировкам, бодры и влекущи. При этом сложилось впечатление, что за это время музыканты еще и значительно прибавили как инструменталисты, особенно лидер-гитарист Владимир Бегунов. Он же стал автором новой песни "Не теряй надежду", а в ответ на суждение кого-то из зрителей, назвавшей ее "митяевщиной", с привычной ему иронией парировал: "Ну, кто-то ведь должен быть и несовременным".
При этом баланс между новыми песнями и теми хитами, без которых "ЧайФ" точно не отпустили бы со сцены, оказался выдержан очень смело и точно (не всем звездам со стажем удается не перебарщивать с ностальгией и писать такие песни, что не хуже старых). Лихо или душевно (два главных определения, которыми, наверное, можно описать музыку группы) прозвучали и другие премьеры: "Что мы делали в прошедшем году", "Все девушки Бонда" и очень своевременная "Не теряй надежду"… Кто-то в зале танцевал, кто-то подпевал или согласно кивали головой. Но верили — все.
Конечно, "ЧайФ" сыграли и песню "Почтальон" из одноименного сериала Василия Мищенко (режиссер тоже был в зале). А еще: "Не спеши", "В ее глазах", "Ой-Йо (Никто не услышит)", "17 лет", "Поплачь о нем (пока он живой)", "Не дай мне повод" и другие свои славные, мелодичные и так поддерживающие нас все эти годы хиты. А под занавес пообещали, что вскоре возобновят свой тур по России и другим странам…
Да, и вправду, хороших новостей много не бывает….
Кстати
Самим "чайфам" концерт так понравился, что они пообещали вернуться в Москву уже летом. И по традиции сыграть 24 июня, после дня рождения Владимира Шахрина, в саду "Эрмитаж".
- Культура2 месяца ago
Доходы и расходы
- Спорт5 месяцев ago
«Бавария» к нам едет
- В мире3 месяца ago
Участники COVAX получат доступ к вакцинам от COVID-19 в 2021 году
- Культура5 месяцев ago
В Москве стартует 42-й международный кинофестиваль
- Культура2 месяца ago
В Москве завершился II Рождественский фестиваль искусств
- В мире4 месяца ago
Армения признала взятие Азербайджаном города Кубатлы на юге Карабаха
- В мире7 месяцев ago
Координационный совет белорусской оппозиции сформировал президиум
- Hi-Tech5 месяцев ago
РЖД запустил под Мурманском анализирующий себя мост