Connect with us

Культура

Чего стоит добру — добро

Published

on

Фильм «Доктор Лиза» — событие незаурядное уже потому, что наше кино не любит трогать актуальное: хлопот не оберешься. Безопасней углубляться в старину, в материи заведомо безопасные, а если касаться реальных судеб, то — давних, ставших историческими легендами. Чего стоит добру - добро

Она разрывалась между больным ребенком, паникующими родителями, бомжами, которых нужно кормить, и еще массой дел, от которых зависят жизни… Фото: Кадр из фильма/Киностудия КИТ

Но вот легенда нынешняя — Елизавета Глинка, доктор Лиза. Она погибла четыре года назад, ее имя присвоено больницам и школам, о ней снято три документальных фильма. Теперь — игровой фильм Оксаны Карас с Чулпан Хаматовой в заглавной роли.

Это не «байопик», идущий по вехам судьбы. Взят один день жизни, но он вместил в себя все невзгоды, сопутствующие такому непонятному человеку, которому позарез нужно делать людям добро. Делать бескорыстно, беря на себя бездну хлопот — велениями души, которые не каждому внятны.

«Не каждому внятны» — здесь корни конфликта, омрачавшего всю работу доктора Лизы. Из-за этого ее жизнь была непрерывной борьбой с подозрительностью, с грудой наспех принятых законов, которые лишают врача его главного права — помогать страждущим даже на краю смерти. «Есть случаи, когда невозможно спасти ребенка, не нарушив закон» — фраза, брошенная героем Константина Хабенского, — ключевая: из-за этой истины пылает сыр-бор и в фильме и в жизни. И хотя кино о конкретной личности, но в целом — о том, чего у нас стоит добру добро.

Выбранный день кажется рутинным, но изумляет волей, энергией и выдержкой героини. Как всегда, она разрывается между телефоном, умирающим от рака ребенком, паникующими родителями, голодными бомжами, для которых она — последняя опора, каким-то Геной, свихнувшимся на почве борьбы с мировым злом, и еще массой дел, от которых зависят человеческие жизни.

Едва зритель успеет изумиться тому, что ее на все хватает, как нагрянет патовая ситуация, из которой нет легального выхода. Умирающий ребенок кричит от боли, нужен морфин, его нет в аптеках, а время не терпит, и героиня идет на кражу — или, скажем, заимствование снадобья у коллеги из клиники. Но некие высокие круги недовольны слишком активной правозащитницей и хотят использовать инцидент, чтобы ее упрятать надолго.

Арест поручают майору полиции Колесову, и тот волей-неволей ощущает высоковольтное напряжение жизни Глинки. Ей некогда отвлечься даже на самозащиту от закона-беззакония, а человеческим бедам нужна мужская сила. Дальнейшее легко предугадать, но это не просчет, а достоинство сценария. Оттаивание Колесова от глубокой служебной заморозки становится важным сюжетом — едва ли не более напряженным, чем перипетии рядового дня героини. История доктора Лизы становится повестью о заразительности добра. О том, как сама встреча с ним пробуждает в человеке такое полузабытое чувство, как совесть.

Сценаристы Алексей Илюшкин, Наталья Кудряшова, Оксана Карас и Алена Санько работали по классической схеме, выработанной самыми успешными фильмами всех времен: они создали новую «повесть о настоящем человеке», отталкиваясь от реальной судьбы, но не претендуя на буквалистское чтение биографии. Имея в виду высоты духа, о которых героиня и не думала — просто осуществляла их на практике.

На этом пути естественно образовался и весь букет жанров нашей пестрой жизни — и мелодрама, и трагедия, и триллер, и детектив. Если бы в природе не существовало такой Елизаветы Глинки, сюжет фильма был бы сказкой о новом Айболите, погруженной в антураж современной Москвы и адресованной взрослым. Или новым житием святой, умеющей исцелять наложением рук. Но Глинка была с нами, ее «Справедливая помощь» успешно работала, получала знаки официального признания. И этот реальный опыт делает сказку былью, множит сторонников и последователей, он сам по себе целебен для общества.

Оксана Карас сняла фильм примерно так, как доктор Лиза делала свое дело: собрав единомышленников и спрятав личные амбиции в дальний карман. Сошлась команда первоклассных актеров, для каждого — это видно на экране — тема фильма кровоточила, история героини переворачивала душу. Чулпан Хаматова, для которой благотворительность в пользу детей — дело близкое и личное, не перевоплотилась, а воплотилась в Глинку, стала ею. Константин Хабенский в роли ее коллеги, Андрей Бурковский в роли копа, Татьяна Догилева в небольшой роли бездомной Танюхи, Тимофей Трибунцев, истово сыгравший свихнувшегося слесаря Гену, Мария Крылова и Филипп Авдеев в ролях родителей больной малютки — все они не реплики произносят, а всерьез проживают эти судьбы, и таких глаз — по-настоящему тревожных, страдающих, вобравших горестный опыт жизни — мы давно не видели в нашем кино. При этом ни одной фальшивой ноты, ни секунды умиления: от патетики героиню и всю картину оберегает здоровая доза самоиронии. И хотя зритель не раз переживет род катарсиса, это очень мужественный фильм — пусть и сделан с женской чуткостью к психологическим стрессам.

Попутно эта история может служить каталогом прорех в медицине, делающих работу врачей невозможной без риска для собственной судьбы. Она предлагает образец душевной щедрости, какой, кажется, не бывает — но вот ведь есть же! На «Кинотавре» фильм получил Приз зрительских симпатий, и если он выйдет на экран так, чтобы о нем узнала широкая публика, — ему отдадут свою любовь миллионы.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Аристократ духа

Published

on

Еще одна жертва коронавируса, еще одна невосполнимая потеря для отечественного кино и театра: от вызванной вирусом пневмонии скончался народный артист России Борис Плотников. Аристократ духаСозданный им образ партизана Сотникова в фильме "Восхождение" врезался в память поколений. Фото: kinopoisk.ru

Он коренной уралец, родился в Невьянске Свердловской области, мечтал стать пианистом, но консерваторию не взяли. Музыкальность, чуткость, отзывчивость его дарования потом очень чувствовались во всем, что он играл на сцене и на экране.

Окончил Свердловский театральный институт (тогда — училище), курс режиссера и педагога Юрия Жигульского. Второе высшее образование получил в Уральском университете имени Горького. Много лет играл на сцене Свердловского театра юных зрителей — здесь он был Фердинандом в "Коварстве и любви" Шиллера, Арамисом в "Трех мушкетерах", много играл в пьесах Розова, представляя тип молодого романтического героя. Его интересовало кино, но приглашений не было, пока не пришло письмо от режиссера Ларисы Шепитько, изменившее всю его жизнь.

Шепитько увидела в лице никому в Москве не известного уральского актера что-то такое, что заставила ее упорно отстаивать эту кандидатуру на роль в спорах с кинематографическим начальством. Это было трудно, потому что конкуренция была более чем сильной, на роль претендовали первачи наших экранов, но снялся Плотников и мгновенно стал известен всей стране. Это была военная драма "Восхождение" по повести Василя Быкова "Сотников". Актер сыграл в ней бывшего учителя, вставшего в ряды белорусских партизан и попавшего в плен к гитлеровцам вместе с напарником. Судьбы этих двоих — повесть о мужестве и малодушии, стойкости и предательстве, о мощи воли и утрате человеческого достоинства. Им пришлось пройти через угрозы и пытки, оба стояли лицом к лицу со смертью, и то восхождение к высотам человеческого духа, которое совершал в фильме герой Плотникова, врезалось в память поколениям кинозрителей. Потрясал его взгляд — глубокий, потрясенный взгляд человека, который органически неспособен переступить черту, за которой он станет "тварью дрожащей".

Роль Сотникова переворачивала не только души зрителей — она перевернула судьбу актера. "Некиногеничный", как ему объяснили на одной из студий, он теперь оказался востребован. Валентин Плучек пригласил Плотникова в труппу московского Театра сатиры на роли Пети Трофимова в "Вишневом саде", Глумова в "Бешеных деньгах"… Тонкое, нервное, выразительное лицо прирожденного интеллигента как нельзя больше подходило для создания образов интеллектуалов — Плотников сыграл доктора Борменталя в "Собачьем сердце" Владимира Бортко, Несчастливцева в "Лесе" Владимира Мотыля, молодого ученого Белорецкого в "Дикой охоте короля Стаха" Валерия Рубинчика, писателя Одоевского в франко-канадском сериале "Жизнь Берлиоза". Играя царевича Алексея в американо-советском фильме "Петр Великий", он работал вместе с такими мировыми звездами, как Ванесса Редгрейв, Лоуренс Оливье, Максимилиан Шелл, Мел Феррер, Ханна Шигулла.

Борис Плотников был выдающимся мастером, но его миновала сопровождавшая популярных артистов шумиха — он не любил публичности, не давал интервью и роли выбирал тщательно, не допуская, по меткому слову Фаины Раневской, "плевков в вечность". Он было рожден для роли князя Мышкина — и дождался приглашения в Театр Советской армии, где Леонид Хейфец собирался поставить "Идиота". В этом театре ему повезло много и интересно играть классику: Шекспира, Мольера, Горького, Лермонтова, он здесь был и Яго в "Отелло", и Бароном в "На дне", и Гарпагоном в "Скупом". Следующим этапом восхождения актера стали Московский художественный театр имени Чехова, куда Плотникова позвал Олег Табаков, и, конечно, бережно опекаемая мастером "Табакерка". В "Табакерке" актеру довелось сыграть Войницкого в "Дяде Ване" Чехова, роли в спектаклях по Толстому и Гоголю, МХТ подарил ему возможность встретиться с Набоковым, Булгаковым… Он был из тех немногих актеров, в ком за любой великолепно сыгранной ролью угадывалось многое недосказанное. Сыграв в кино около восьмидесяти ролей, Плотников считал себя прежде всего театральным актером и полностью отдавал себя искусству, свое отношение к нему выразив в названии книги "Моя надежда, мука и награда"..

"Он был актером с тайной и подлинным аристократизмом духа, — написано о нем в прощальном слове коллег по Художественному театру. — Как и многие его герои, и в искусстве и в жизни он шел особым путем, не подстраиваясь под стремительный век и не размениваясь на суету. Он был чутким партнером и великолепным ансамблистом, настоящим мастером и рыцарем сцены. Работать и общаться с ним было счастьем".

Continue Reading

Культура

Секс, виски и кино

Published

on

Комедия «Дублерша» (The Stand In) выходит в России на неделю раньше ее проката в Америке и Европе — у нас тут практически мировая премьера. Это новая после пятилетней паузы встреча с Дрю Бэрримор — актрисой, прославившейся уже в семилетнем возрасте в фильме Стивена Спилберга «Инопланетянин». Секс, виски и кино

Предприимчивая дублерша не только играет роль звезды, но и надеется отнять у нее возможную любовь. Фото: loonafilm

Здесь она сразу в двух ролях, что для любой актрисы серьезный вызов, испытание на филигранное мастерство: нужно сыграть двух внешне похожих женщин, но два разных характера. Конечно, пришлось немало часов провести в гримировальном кресле, лепить новый нос, вставлять искусственные зубы, рисовать мешки под глазами и подправлять подбородок, но весь комплекс индивидуальных манер и повадок нужно было нести в себе, ни разу не спутав их принадлежность. Режиссер фильма Джеми Бэббит даже просила актрису пройтись в новом образе по самым людным улицам Нью-Йорка, чтобы проверить, не узнают ли ее в таком виде. На сложных съемках активно пользовались дублершами, по площадке слонялись сразу несколько Дрю Бэрримор, и в одном из телеинтервью актриса назвала ситуацию «несколько шизофренической».

Главные героини — суперзвезда комедийного кино Кэнди Блэк, вздорная наркоманка, всех донимающая своими капризами и скандальными выходками, и ее дублерша Пола, которая только мечтает сделать карьеру, а пока промышляет своим сходством со знаменитостью. После очередного скандала на съемках ославленная на весь мир жрица секса и виски должна распрощаться с кино и уходит в затворницы, запершись с своем роскошном доме и принципиально не желая возвращаться в публичное пространство. Ход дальнейших событий легко предугадать каждому, кто видел классический фильм Джозефа Лоузи «Слуга» или знает пьесу Евгения Шварца «Тень»: копия наглеет и постепенно вытесняет оригинал со всех принадлежащих тому позиций. Дублерша теперь не просто играет роль звезды в интервью и телешоу, но и занимает ее место в постели потенциального любовника. Этот незнакомый друг по переписке словно создан для эмиграции Кэнди в «нормальный мир», где нет скандалов и репортеров: он строгает не эфемерные кинороли, а надежную мебель, и мебель их сблизила. Звезда тоже начала плотничать, у нее стало получаться — так зарождается большая любовь. Но и любовь у нее украли…

Эти смешные и печальные коллизии дают простор для актерских импровизаций, и Бэрримор здесь хороша как никогда. Ее Кэнди образцово стервозна на старте фильма, после скандала мгновенно гаснет, оглушенная случившимся, — лежит безвольно на диване, слушая безумные новости о себе. Словно просыпается от кошмара, когда стряхнет с себя морок и увидит реальный мир. Трогательно беззащитна и покорна судьбе в финале. Ее антипод Пола совершает обратный путь: сначала азартно копирует ухватки экс-звезды и с комфортом располагается на чужом месте, но нутром чувствует, что влезла в платье не по росту, тоже переживает мучительные метания, и логики в ее поступках уже не жди. Иной раз неожиданность поступков, противоречащих логике характеров, невольно относишь к несовершенствам сценария, который действительно остается слабейшим звеном этого весьма неплохого по ремеслу фильма. Или воспринимаешь как неизбежное, но досадное зло свойственную американскому кино беззастенчивость в живописании интимных подробностей (сцена реабилитации, когда участники коллективной исповеди делятся сокровенным — зрителя здесь ставят в незавидное положение посетителя пресловутых пип-шоу). Вообще, режиссуру фильма трудно отнести к тонкому «женскому рукоделию», — работа скорее небрежная и без особых затей.

Очень чувствуется, что этот сюжет о болезненных зигзагах судьбы близок самой Дрю Бэрримор, тоже не раз чувствовавшей ее уколы, справедливые и несправедливые. Пресса беспощадно взламывала ее личную жизнь, да и теперь никак не утихнут отголоски свежего скандала вокруг ее интервью, напечатанного в рекламном журнале авиакомпании EgyptAir. «Волшебным, спонтанным созданием» назвала актрису режиссер Джеми Бэббит: «Как человек, работающий в кино уже 30 лет, я прекрасно понимаю желание Кэнди все это бросить и вернуться к нормальной жизни. И мне было весело наблюдать, как две Дрю сражаются друг с другом!».

Continue Reading

Культура

Как страшный сон…

Published

on

Премьера в МХТ имени Чехова готовилась долго, но результат того стоил. Спектакль «Ювенильное море» открывает имя нового театрального режиссера — Натальи Назаровой, а она с командой молодых артистов, в свою очередь, открывает зрителю новые возможности сценического прочтения прозы Платонова. Как страшный сон...

На сцене Художественного театра словно весь платоновский мир в миниатюре. Фото: Александр Иванишин

Назарова — актриса, киносценарист и педагог, приглашенная на постановку худруком МХТ Сергеем Женовачом, — сама выбрала материал. Имя драматурга в программке не указано, вероятно, это ее сочинение по повестям и рассказам Андрея Платонова.

Край бесплодной земли, забытые богом люди, задумавшие перевернуть мир, взорвать Землю до самого сердца, чтобы извлечь из нее бесконечный запас благодати — Ювенильное море, напоить землю, переустроить Вселенную, создав круглосуточное электрическое солнце, и оживить мертвых, победив навсегда смерть.

Камерная сцена засыпана песком, в котором разбросаны ржавые железяки, слабо освещена кругом искусственного солнца — в песок падают без сил изможденные, одетые в ветошь люди. Художница Юлиана Лайкова придумала образ бесплодной и живописной пустыни, вписав в решение спектакля «всего Платонова». Всего автора здесь и играют, исследуя не только его философскую поэтику, но и его юмор, его метафизичность, его безысходную нежность к обреченным людям. Живые и мертвые ходят рядом, бог мешается в этой толпе, рай ищут под землей, а землю планируют освободить от людей для хлеба и опытов науки.

В этот мир приходит фанатик-бродяга Николай Вермо. Евгений Перевалов играет человека робкого, хрупкого, не революционера, а поэта; плечико косо вздернуто, тонкие руки перебирают струны на инструменте вроде гуслей, глаза обращены вверх — и лишь в конце спектакля мы узнаем, что отчаянное его неприятие божьего творения связано с тем, что смерть отняла у него жену, и он бросает вызов Богу, уверенный, что лучше знает, как устроить мир. В совхозе «Доброе начало» он встречает парторга Надежду, и эта встреча рождает утопическую мечту, ради осуществления которой она готова, как в сказке, пройти все испытания, чтобы добыть материалы на великую стройку, а он тем временем уничтожит совхоз как отжившее, освобождая землю для новой жизни, вместе с домами, скотом и людьми, у которых слишком плачут голодные дети.

Здесь рай ищут под землей, а землю планируют освободить от людей для хлеба и научных опытов

Надежда (Вероника Тимофеева) — не плакатная комсомолка, а бледный несгибаемый росточек. Ее хождение в город за динамо-машиной для добычи Ювенильного моря — сказание о горестях, которые и в городе таковы же, как в деревне. Каждый мужчина на ее пути влечется к ней, потому что она — нежная надежда, обещание счастья в метафизическом смысле. Спектакль — притча, герои — архетипы, и актеры самой психологической школы демонстрируют умение сыграть символические смыслы. Горластая партийная старушка Федератовна у Юлии Чебаковой, секретарь райкома Упоев у Артема Волобуева — Командор, пугающийся собственной тени и спящий с револьвером, татарин Кемаль Павла Ващилина, от безнадежной любви придумавший электрическое солнце и изваявший всех умерших, чтобы потом помнили, кого оживлять, тихая доярка Айна у Алены Хованской — убившая себя от тоски по умершим детям и не находящая покоя, приходя побаюкать чужих младенцев и послушать про будущее счастье. Каждая роль выписана графично и четко, и каждый персонаж в самом себе являет схватку «неправильного», теплого, слишком человеческого и абстрактной, слепящей разум идеи. Из этого столкновения высекается смех — как ситуативный, в череде комических положений, так и горькая ирония над утопией.

Когда безумная идея легче всего овладевает умами? Из спектакля ответ очевиден: как и во всей истории человечества — когда действительность напоминает страшный сон. Здесь едят песочную кашу, мечтают о глотке воды, придумывают электрическую гильотину для гуманного убийства животных, а людей хоронят, унося на досках. «Аппетит народа тормозит движение страны», — заявляет председатель Умрищев (Николай Сальников), чей главный завет — «Не соваться», и предлагает приблизить смерть к народу, чтобы страх отвлек людей от голода.

Обыденность трагических сюжетов в спектакле соединена с юмором, с бережной передачей платоновского языка, красотой мизансцен и света, блеском актерских работ, выдержанным ритмом долгого спектакля, слаженностью ансамблевого дыхания. На сцене — весь платоновский мир в миниатюре, и поэтичность и мудрость этого мира театр словно впервые показывает, выявив его поразительную актуальность.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Спорт2 часа ago

Гол Овечкина признан лучшим в НХЛ в XXI веке

Шайба форварда «Вашингтона» Александра Овечкина в ворота «Финикса» (нынешнее название — «Аризона») признан лучшим в Национальной хоккейной лиге (НХЛ) в...

Мишустин озвучил стоимость мер поддержки регионов на фоне пандемии Мишустин озвучил стоимость мер поддержки регионов на фоне пандемии
Экономика3 часа ago

Мишустин озвучил стоимость мер поддержки регионов на фоне пандемии

Премьер-министр РФ М. Мишустин провел заседание правительства РФ © РИА Новости. Дмитрий Астахов Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 дек — ПРАЙМ. Поддержка...

Розничные продажи в еврозоне в октябре выросли лучше прогноза Розничные продажи в еврозоне в октябре выросли лучше прогноза
Экономика3 часа ago

Розничные продажи в еврозоне в октябре выросли лучше прогноза

Флаг евросоюза © fotolia.com/ moonrun Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 дек — ПРАЙМ. Объем розничных продаж в еврозоне в октябре вырос на 1,5% по сравнению с сентябрем,...

Ученые усомнились, что коронавирус может поражать клетки сосудов напрямую Ученые усомнились, что коронавирус может поражать клетки сосудов напрямую
Наука3 часа ago

Ученые усомнились, что коронавирус может поражать клетки сосудов напрямую

Исследователи считают, что SARS-CoV-2 поражает их другим путем © Сергей Савостьянов/ТАСС ТАСС, 3 декабря. Молекулярные биологи пришли к выводу, что...

Чубайс сообщил, что сегодня его последний день работы в "Роснано" Чубайс сообщил, что сегодня его последний день работы в "Роснано"
Экономика4 часа ago

Чубайс сообщил, что сегодня его последний день работы в «Роснано»

Анатолий Чубайс © РИА Новости. Григорий Сысоев Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 дек — ПРАЙМ. Глава «Роснано» Анатолий Чубайс сообщил, что...

Турция пока не планирует остановку авиасообщения из-за COVID Турция пока не планирует остановку авиасообщения из-за COVID
Экономика4 часа ago

Турция пока не планирует остановку авиасообщения из-за COVID

Вид Анкары © РИА Новости. Алена Палажченко Читать 1prime.ru в АНКАРА, 3 дек — ПРАЙМ. Власти Турции не рассматривают вопрос о приостановке авиасообщения...

СМИ: ОПЕК+ склоняется к продлению сокращений добычи нефти СМИ: ОПЕК+ склоняется к продлению сокращений добычи нефти
Экономика4 часа ago

СМИ: ОПЕК+ склоняется к продлению сокращений добычи нефти

Флаг ОПЕК © РИА Новости. Алексей Витвицкий Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 дек — ПРАЙМ. Альянс ОПЕК+ по итогам заседания в четверг, вероятно,...

Индекс деловой активности в еврозоне в ноябре снизился меньше прогноза Индекс деловой активности в еврозоне в ноябре снизился меньше прогноза
Экономика4 часа ago

Индекс деловой активности в еврозоне в ноябре снизился меньше прогноза

Еврозона © AP Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 дек — ПРАЙМ. Композитный индекс деловой активности в промышленности и сфере услуг (PMI) 19 стран...

Эксперты: ограничения в Петербурге ставят рестораны на грань выживания Эксперты: ограничения в Петербурге ставят рестораны на грань выживания
Экономика4 часа ago

Эксперты: ограничения в Петербурге ставят рестораны на грань выживания

Ресторан © РИА Новости. Григорий Сысоев Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 дек – ПРАЙМ. Новогодние противоэпидемические ограничения в Санкт-Петербурге поставят на грань...

Бумаги российских компаний в основном дешевеют в Лондоне Бумаги российских компаний в основном дешевеют в Лондоне
Экономика5 часов ago

Бумаги российских компаний в основном дешевеют в Лондоне

Лондонская фондовая биржа © AP/ Kirsty Wigglesworth Читать 1prime.ru в МОСКВА, 3 дек — ПРАЙМ. Бумаги российских компаний в четверг торгуются преимущественно...

Популярное