Connect with us

Культура

Бремя абсурда

Published

on

Фантасмагория ли в мировых новостях вызвала интерес режиссеров к произведениям абсурдистов, или же театр предчувствовал события 2020-го, но в Москве почти одновременно вышли спектакли, посвященные анализу состояния человека в обстоятельствах перевернутой логики. Бремя абсурда

Татьяна Шатилова в роли Служанки в спектакле «Лысая певица», поставленном Екатериной Половцевой. Фото: Мария Моисеева

В «Студии театрального искусства» Сергей Женовач представил «Старуху» — «нелогическое течение мыслей» по произведениям Даниила Хармса; в РАМТе выпускница мастерской Женовача в ГИТИСе Екатерина Половцева поставила «абсурд без труда» — «Лысую певицу» Эжена Ионеско.

Обэриуты — молодые поэты в довоенном Ленинграде — старались взглянуть на мир «голыми глазами», увидеть вещи такими, какими они представляются в хаотичном, фрагментарном состоянии разрушенной прежней цивилизации и рождающемся новом порядке железной диктатуры. Через 20 лет в Европе Беккет и Ионеско создали абсурдистскую драму — после Второй мировой идея разумности мироустройства стала неуместна.

В наши дни режиссеры разных поколений взяли произведения, ставшие классикой, но редко избираемые для сцены. Сопоставляя два спектакля, можно увидеть, как отражается реальность в зеркале театра.

В спектакле студийцев мир представлен еще сияющим, будто бы внешне нормальным, но странно треснувшим. Этот разлад, досадная помеха — оказывается неустранимой, трещина разрастается, и приспособить свое существование к ее наличию оказывается невозможно.

Текст поздней повести Хармса соединен с более ранними его отрывками. Молодой человек в творческом ступоре никак не может сдвинуть с первой строчки рассказ о чудотворце, который живет в наше время и не творит чудес. Он разговаривает и выпивает с другом, знакомится в очереди с девушкой, ездит по городу, но его жизнь словно зацепляется за гвоздь и с треском разрывается — неведомо откуда взявшийся труп неизвестной старухи не позволяет ни работать, ни любить, ни жить. Он, Она и Старуха — каждый из трех персонажей сыгран несколькими исполнителями, одинаково одетыми, они с чуть разнящимися интонациями повторяют каждую фразу. Словно граненый кристалл медленно вращается перед лицом человека, и в каждой из граней дробится, по-разному отражается его лицо — и нет уже самого человека, цельного и единственного, а есть сумма его слов, жестов, отражений.

Что общего у двух спектаклей об абсурде жизни в 2020 году? Образ сломанного времени. Дезориентации

Это похоже на приемы живописи кубистов, но здесь все мягче и певучей. Золотой свет, поставленный Дамиром Исмагиловым, заливает ряд юношей и девушек. Светлые брюки, вязаные жилеты, белые рубашки — льняные платьица, матросские воротники, носочки под босоножками; подвижные ширмы составлены из старых оконных рам, слепых, забитых фанерой, хлопающих, — сцену и персонажей одел Александр Боровский. Очаровательная студийская молодежь и знакомые лица студийцев первого призыва — все словно порхают, танцуют, напевают историю жизни человека, которую все больше определяет снова и снова вскакивающий, множащийся, кувыркающийся в окно черный крючок согбенной старушонки. И ужас этой рассыпающейся жизни, несмотря на фирменное обаяние, юмор и милую эксцентрику приемов, проступает тем сильнее, что в ее центре еще есть человек, помнящий себя, мир и Бога, уже не способный творить, но еще способный молиться о творческой силе.

В «Лысой певице» живого человека нет. Нет взгляда главного героя, организующего сознание, которое способно было бы изнутри настроить оптику и отделить объекты и отражения, фикции и реальность. Здесь все — элементы мозаики, предметы и люди уравнены, осознанное действие отменено, остались клочки былых событий, сюжетов, личностей. Обрывки — главный образ спектакля, придуманный художником Эмилем Капелюшем. Из рваных полос бумаги, картона и скотча сделаны стены утлой комнатки, в которой, как кукушата в часах, ведут заведенную речь супруги Смит. Или супруги Мартин. Личности их не важны, они и сами не помнят ни себя, ни друг друга, но помнят заученные блоки речи, которыми и обмениваются. И звучат их слова той же бодрой пластинкой, как рекламные ролики американского ТВ, перемежающие действие.

Старое зеркало порой становится прозрачным, за ним возникают жутковатые, как призраки, искаженные лица тех, кто только что светски щебетал банальности. Предельно автоматичное существование буржуазного мирка оказывается не столько трагичным, сколько комичным — фейерверк актерской игры и режиссерских находок превращает спектакль в ироничную клоунаду. Пустяки, принимаемые за события, и события, оставшиеся незамеченными; близкие, не знающие друг друга, чужие, оказывающиеся близкими, — это лишь некоторые в калейдоскопе тем в этой круговерти, закончившейся было пожаром, но и пожар теченья жизни не нарушил.

Часы без стрелок — единственное имущество мертвой Старухи. Пустой циферблат закрывает лицо служанки Смитов. Огромный маятник от невидимых часов с грохотом ломает картонный домик героев Ионеско. Что общего у двух спектаклей об абсурде жизни в абсурднейшем 2020 году? Образ сломанного времени. Застопорившегося движения. Дезориентации.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Заводская симфония

Published

on

Весной, как известно, Дягилевский фестиваль в Перми не состоялся из-за пандемии. Однако худрук фестиваля Теодор Курентзис смог провести проект под названием «Дягилев+». Концерты прошли в Пермском оперном театре и в цехе №5 завода Шпагина. В программе — музыка ХХ и ХХI веков в исполнении Теодора Курентзиса и оркестра и хора MusicAeterna. Заводская симфония

Фото: Антон Завьялов

С тех пор как Теодор Курентзис покинул Пермский оперный театр, он не выходил на эту сцену. Точнее — в последний раз он выступил здесь на закрытии XIII Дягилевского фестиваля в июне прошлого года. Тогда в афише было 35 событий с участием 29 коллективов из 13 стран. Просветительский же проект «Дягилев+» задумывался как межсезонный, позволяющий доиграть то, что не вошло в основную большую фестивальную программу, и закинуть концептуальные идеи на следующий год. Четыре концерта проекта «Дягилев +» включили в себя панораму музыки от представителя предренессансной эпохи Ars nova Гийома де Машо до сочинений наших современников, двух Алексеев — Сюмака и Ретинского. Фестиваль прошлого года Теодор Курентзис завершал Немецким реквиемом Иоганнеса Брамса и в этом году решил выстроить арку, исполнив на сцене оперного театра его последнюю — Четвертую симфонию, а также российскую премьеру сочинения Алексея Ретинского Krauseminze.

Премьера этого сочинения для голоса и камерного состава состоялась в октябре 2020 г. на фестивале Donaueschinger Musiktage. В Перми партитура обрела новый объем в исполнении большого симфонического оркестра. Точным определением содержания этого сочинения стали слова Ретинского о «структуре сновидения, в которой музыка и поэзия становятся дешифровкой сна». Дивные видения, выражавшиеся в вибрации причудливых тембровых микстов, вызывали ощущения все более глубокого погружения в утерянную Атлантиду с миражами ее идеальных пропорций и пространства красоты. В партитуре слышались резонансы со звуковыми мирами Валентина Сильвестрова и Кайи Саариахо. Слушателя захватывало мастерство композиторской звукописи, ведущее своей кистью по канве тишины, боявшееся ее спугнуть.

Предсказуемо было ожидать от оркестра MusicAeterna на открытии проекта «Дягилев+» одну из симфоний 250-летнего Бетховена или 180-летнего Чайковского как главных юбиляров этого года. Но Четвертая симфония Брамса стала превосходной альтернативой. Преемник традиции бетховенского симфонизма и современник Чайковского, со стилистикой которого существуют поразительные эстетические параллели, Брамс отразил идеи обоих и в диалектике формы, и в любви к утешительным консонансам. Не говоря о том, что в финале с его фатализмом неумолимой пассакалии композитор поднял на новый эволюционный уровень наследие Баха.

Теодор Курентзис обошелся без радикального своеволия в перечитывании Брамса, отказавшись от фирменных темповых и динамических контрастов, подойдя к тексту даже с пиететом, хотя от него и ждали привычных интерпретаторских откровений. Маэстро вел оркестр с присущим ему темпераментом и цокотом каблуков, однако на первый план выступила сдержанность, а кульминацией стала медленная часть, похожая на шествие пилигрима к святыне. Знаменитый же финал с его готической остротой и драматизмом прошел так, как если бы маэстро решил повременить с объявлением о наступлении конца света.

Концерты проекта прошли в Пермском оперном театре и в цехе № 5 завода Шпагина

Два концерта в культурном пространстве «Завод Шпагина» совместили клубный формат с филармоническим залом. Проблемная акустика, не дающая звуку полета и большого дыхания, не предназначенная для взаимодействия с неэлектронной музыкой, тем не менее стала объектом для мозгового штурма фестивальной команды. Несколько камерных составов и ударную установку распределили по секторам, которые эффектно выходили и уходили в темноту. Две программы представили изысканно смонтированную панораму старинно-современной музыки, где даже сочинение Дауленда звучало в аранжировке для пилы. Концерты получились для публики XXI века настоящими «уроками темноты», каким был когда-то жанр духовной музыки барокко. Учителями этих уроков друг за другом, в неделимом временном хороводе становились Гийом де Машо, Бернхард Ланг, Джон Дауленд, Алексей Ретинский, Джачинто Шельси, Янис Ксенакис, Арво Пярт, Алексей Сюмак, Хельмут Лахенман и блистательные, тонкие музыканты MusicAeterna. Интересным и вдохновляющим стало решение Теодора Курентзиса провести своих подопечных кругами вдоль зрительных мест под впечатлением танца дервиша под «Анаит» Шельси в исполнении танцовщика Серкана Селика, словно приглашая присоединиться и слушателей, чтобы унестись в иные миры Вселенной подальше от скорбей Земли.

Continue Reading

Культура

Гости из будущего

Published

on

Когда Ольга и Галина Чичаговы, студентки из мастерской Александра Родченко, придумывали шуточную пьесу «Хождение по мукам вхутемасца», они вряд ли могли предположить, насколько пророческим окажется ее название для выпускников ВХУТЕМАСа, этого вольного фантастического города художников, скульпторов, архитекторов, полиграфистов, текстильщиков, дизайнеров.

Город будущего, который вырос посреди голодной Москвы 1920 года на Рождественке, где до революции было Строгановское училище, и на Мясницкой, где были общежитие, рабфак, квартиры преподавателей, возник благодаря усилиям художников самых разных направлений: от Василия Кандинского до Владимира Фаворского, от Эль Лисицкого до Николая Ладовского, от Александра Родченко до Казимира Малевича и Надежды Удальцовой…

Это был фантастический город, потому что сюда могли прийти учиться все, кто хотел, тут не нужно было платить за обучение, тут не важно было социальное происхождение. Кроме того, впервые (как странно об этом думать всего лишь сто лет спустя!) в высшее художественное заведение принимали учиться женщин.

Наконец, студенты могли сами выбирать преподавателя и предмет, который хотели изучать.

Проблема в том, что город Будушего, в котором жили и готовили к работе людей будущего, не взяли в настоящее. Такой желанный диплом ВХУТЕМАСа оказался для выпускников не счастливым билетом в профессию, а свидетельством о неблагонадежности.

Для многих обвинения в формализме в 1930-х годах обернулись невозможностью работать, трагедией отказа от себя и призвания, порой арестом и гибелью. Лишь в 1960-е годы опыта ВХУТЕМАСа начали вспоминать. Два тома исследования историка архитектуры Селима Хан-Магомедова стали открытием нашей отечественной Помпеи, погребенной под пеплом огненного века-волкодава.

Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — результат большой архивной и исследовательской работы команды кураторовГости из будущегоВХУТЕМАС был целым городом,который вырос посреди голоднойМосквы 1920 года. Фото: Пресс-служба Музея Москвы

Выставка к столетию ВХУТЕМАСа, сделанная Музеем Москвы, по масштабу, объему архивных изысканий и трудоемкости вполне сопоставима с проектом Третьяковской галереи «Авангард. Список №1» (2019), который предложил современное видение Музея живописной культуры (МЖК). Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — результат большой архивной и исследовательской работы команды кураторов, в которую вошли Александра Селиванова, Рустам Габбасов, Надя Плунгян, Мария Силина, Ксения Гусева, Алена Сокольникова, Анна Бокова, Илья Лапин, Дарья Сорокина. С проектом «Авангард. Список №1» выставку в Музее Москвы объединяет не только тема авангарда, но и то, что это были родственные институции. Дело в том, что на Рождественке, собственно, бок о бок с мастерскими ВХУТЕМАСа с 1924 по 1928 года располагалась экспозиция Музея живописной культуры, в создании которой принимали участие Кандинский, Родченко, Попова, Клюн, Удальцова… Это была идея Василия Кандинского — музей стал не просто базой для учебных программ и занятий, он был точкой роста, где формировались исследовательские коллективы (например, Аналитическая лаборатория, которую возглавлял вхутемасовец Соломон Никритин), рождались новые идеи, использовался новый формально-аналитический метод. Этот «симбиоз» музея, научного исследования и молодой образовательной институции сам по себе был очень радикальной идеей. Но это было только частью той системы внутренних «связок», которые формировали уникальность ВХУТЕМАСа.

Другой связкой была опора на производство, обучение студентов в тесной связи с задачами производства. Совершенно ошеломляющее впечатление производят разделы выставки, посвященные текстильному факультету, полиграфическому, керамическому и факультету обработки дерева и метала. Стертые слова «коллективная работа» тут перестают выглядеть надгробием на братской могиле безвестных художников.

Мы узнаем имена тех, кто работал и учился на факультетах, видим зачетные ведомости, молодые лица дипломников, их коллективные снимки с преподавателями… К примеру, мы узнаем, как Людмила Маяковская, сестра поэта, учила студентов «текстфака» новой технике аэрографии, как Оскар Грюн методично отрабатывал с ними создание рисунка для ткани для промышленного производства, как исследователь и художник Николай Соболев основательно обучал их технике ручной (!) набойки рисунка на ткань, как учил искусству орнамента Александр Куприн…

Узнаем, как Надежда Удальцова выстроила свой курс по «цвету» с учетом специфики анилиновых красителей, особенности крашения тканей, придумывала упражнения с цветом для разных технологий. Казалось бы, где парижские академии, «амазонки авангарда» и где «проза производственного искусства»? Оказалось, они равно пригодились во ВХУТЕМАСе.

Здесь учили индивидуально думать и коллективно работать. Здесь образ мастерской, где мастер и ученик были соратниками, был нормой жизни. Удивительно ли, что люди, прошедшие школу ВХУТЕМАСа, как художники умели все?

Но не только имена преподавателей возвращаются из «тьмы былого». В разделе, посвященном факультету керамики, где Владимир Татлин вел предмет «Культура материала», можно увидеть не только эскизы, но и детские поильники Алексея Сотникова, впечатляющий функциональным решением прибор для бритья опасной бритвой Василия Боркина. И, конечно, агитационный фарфор, будь то тарелочки с персидской вязью к III конгрессу Коминтерна, созданные Оганесом Татевосяном, или вечно актуальный стаканчик «Нефть стране» (1930-1931) Евгении Леневой.

И уж совершенно современными выглядят реконструкции стульев, кресел, шкафчиков и макеты интерьера, сделанные по чертежам, фотографиям и проектам студентов факультета обработки дерева и металла. Вся наша раскладная, встроенная и модульная мебель родом оттуда, из мастерских ВХУТЕМАСа. Понятно, почему и «Рабочий клуб» Александра Родченко, и работы его студентов произвели такое впечатление на международной выставке в Париже в 1925 году. Они и сейчас пленяют великолепным чувством формы, функциональной продуманностью, элегантностью пространственных решений.

Эта энергия поиска, распахнутого в будущее, определялась, конечно, импульсом преобразования старого мира. Во ВХУТЕМАСе эта энергия заявила о себе не только в новых принципах преподавания, не только в темах и сюжетах «агитситцев» или агитфарфора, но и во всей бурлящей, голодной, трудной студенческой жизни. Кураторам выставки удалось представить яркий и многогранный образ «Хутемасии», как по-свойски иногда именовали свою alma mater студенты. В ней стержнем была верность призванию и дружбе, что рождалась в общежитии и работе в мастерских, в общении с мастерами, в диспутах, карнавалах и… на спортивной площадке.

Едва открывшаяся выставка в Музее Москвы закрылась до 15 января из-за пандемии, но образовательные программы и экскурсии идут вовсю онлайн.

Continue Reading

Культура

В Международном конкурсе «Щелкунчик» примут участие 48 юных музыкантов

Published

on

XXI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик» пройдет в Москве с 1 по 8 декабря. Несмотря на пандемию и вопреки всем сложностям и ограничениям, в столицу приедут 48 юных музыкантов и из 23 стран мира и 12 городов России. В Международном конкурсе "Щелкунчик" примут участие 48 юных музыкантов

Фото: iStock

По словам председателя Попечительского совета конкурса Ирины Никитиной-Хефлингер, конкурс в этом году проходит в совершенно особой ситуации.

«В условиях, когда зрители ограничены в доступе к живой музыке, именно телевидение становится главной профессиональной платформой — сценой музыкальных событий», — приводит ее слова телеканал «Культура».

Директор Международного музыкального фонда Ланг Ланга Лешек Лукас Барвински-Браун уверен, что именно музыка утешает и придает силы, когда реальность пугает неизвестностью. «А когда мы с успехом перешагиваем очередной рубеж, музыка приносит нам радость», — добавил он.

Участники XXI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» по традиции будут состязаться в трех номинациях: фортепиано, струнные инструменты (скрипка, виолончель, контрабас, арфа) и духовые (кроме блок-флейты) и ударные инструменты. Оценивать мастерство и талант музыкантов будет внушительное и уважаемое международное жюри из России, Европы и США.

Конкурс торжественно откроется 1 декабря в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Конкурсантам предстоит пройти три тура. Программа I и II туров исполняется соло или с концертмейстером. Имена победителей назовут после III тура, на котором музыканты выступят с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением дирижера Михаила Шехтмана.

Каждый участник I тура получит диплом участника конкурса, участники II тура — звание дипломанта конкурса и памятные призы. Победителями III тура станут 9 лауреатов (по 3 в каждой номинации), которые получат главные премии конкурса: «Золотого Щелкунчика», «Серебряного Щелкунчика» или «Бронзового Щелкунчика». Обладателя приза зрительского голосования определят при помощи смс-голосования.

Выступления пройдут в Концертном зале им. П.И. Чайковского и органном концертном зале Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных.

Прямые трансляции будут идти на телеканале «Культура» и его сайте, а также на новой онлайн-платформе ВГТРК «СМОТРИМ».

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Рубль готов завершить 2020 год на удивление эффективно Рубль готов завершить 2020 год на удивление эффективно
Экономика3 часа ago

Рубль готов завершить 2020 год на удивление эффективно

На прошедшей неделе рубль плавно укреплялся и в целом оставался стабильным. Специально для «Российской газеты» Валерий Корнейчук, преподаватель кафедры финансовых...

На уплату налогов на землю, квартиру и машину осталась неделя На уплату налогов на землю, квартиру и машину осталась неделя
Экономика3 часа ago

На уплату налогов на землю, квартиру и машину осталась неделя

До 1 декабря россияне должны заплатить имущественные налоги за 2019 год. Таким образом, на это у налогоплательщиков остается еще неделя....

В МЧС назвали самую опасную дорогу в Подмосковье В МЧС назвали самую опасную дорогу в Подмосковье
Авто4 часа ago

В МЧС назвали самую опасную дорогу в Подмосковье

ФОТО : Mir24.tv / Светлана Родина Автомобильная дорога федерального значения А108 «Московское большое кольцо» –одна из наиболее опасных дорог в...

Экономика4 часа ago

В России появится первая Водородная долина

Томский политехнический университет (ТПУ) подал документы на создание технологической Водородной долины. Этот инжиниринговый научно-технический центр будет заниматься разработками в сфере...

Специалист сказал, почему лучше отказаться от смартфона с большим экраном Специалист сказал, почему лучше отказаться от смартфона с большим экраном
Hi-Tech6 часов ago

Специалист сказал, почему лучше отказаться от смартфона с большим экраном

Покупатели выбирают смартфоны © РИА Новости. Наталья Селиверстова Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 ноя – ПРАЙМ. Смартфон с большой диагональю не так...

Лифтерам и сантехникам предложили подтвердить квалификацию онлайн Лифтерам и сантехникам предложили подтвердить квалификацию онлайн
Экономика6 часов ago

Лифтерам и сантехникам предложили подтвердить квалификацию онлайн

Успешно пройти испытание по централизованной сдаче теоретической части профессионального экзамена в дистанционном режиме смогла только половина участников, рассказала «РГ» первый...

В мире7 часов ago

Трамп рекомендовал главе Управления общих служб сделать «все необходимое» для передачи власти Байдену

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — Президент США Дональд Трамп заявил, что рекомендовал главе Управления общих служб (GSA) сделать «все необходимое»...

Эксперт рассказал, что нужно каждый месяц удалять из смартфона Эксперт рассказал, что нужно каждый месяц удалять из смартфона
Hi-Tech7 часов ago

Эксперт рассказал, что нужно каждый месяц удалять из смартфона

Посетитель выставки фотографирует кошку © РИА Новости. Наталья Селиверстова Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 ноя – ПРАЙМ. Чтобы не засорять память...

В мире7 часов ago

Штаб Трампа продолжит бороться за «законные голоса» на выборах

Есть обновление от 02:42 →Трамп рекомендовал главе Управления общих служб сделать «все необходимое» для передачи власти Байдену Москва. 24 ноября....

В России активизировались "черные" кредиторы и коллекторы В России активизировались "черные" кредиторы и коллекторы
Экономика9 часов ago

В России активизировались «черные» кредиторы и коллекторы

Коллекторы © fotolia.com/ Dmytro Konstantynov Читать 1prime.ru в МОСКВА, 24 ноя — ПРАЙМ. В III квартале выявлено на 56,8% больше нелегальных кредиторов по сравнению...

Популярное