Connect with us

Культура

«Бомба» от Тодоровского и Копылова превзошла ожидания Курчатова и Харитона

Published

on

Рамки остросюжетного сериала, который на четыре вечера прошлой недели приковал внимание зрителей канала «Россия-1», определяются хронологически с точностью до одного дня и даже минуты. И это при том, что фильм создавался и анонсировался как художественный, а не документальный, хотя и с опорой на реальные исторические события, с сохранением подлинных имен и фамилий: Игорь Курчатов, Лаврентий Берия, Юлий Харитон, Борис Ванников, Нильс Бор… "Бомба" от Тодоровского и Копылова превзошла ожидания Курчатова и Харитона

Фото: kinopoisk.ru

Завязка — поздний вечер 6 августа 1945 года, когда в Москве по приказу Берии экстренно собрали ученых, чтобы сообщить им пренеприятное известие: американцы сбросили на Хиросиму атомную бомбу.

Финал (у фильма) — 29 августа 1949-го, 7.00 по московскому времени, когда на испытательной башне Семипалатинского полигона привели в действие «изделие РДС-1». Чтобы увидеть ожидаемую картину ядерного взрыва и доложить наверх: есть Реактивный Двигатель Сталина! А уж после этого заявить миру, своим союзникам и антагонистам: Россия Делает Сама.

1473 дня и ночи — больше, чем Великая Отечественная — продолжалась эта неведомая абсолютному большинству, героическая и жертвенная эпопея, давшая начало тому, что полвека спустя назовут Атомным проектом СССР.

Едва ослабли секретные грифы, приоткрылись архивы и сейфы с документами «Особая папка», историки, журналисты, писатели, а вослед им режиссеры и сценаристы документального кино принялись воссоздавать отдельные эпизоды этого прошлого. И уже, надо признать, выстроена довольно полная и подкрепленная документами ретроспектива.

Сказать на этом — документальном — поле что-то принципиально новое уже трудно. А вот средствами художественного кино…

Это будет «Бомба»! — таким заголовком на различных сайтах и медиа-площадках анонсировали телепремьеру одноименного фильма от Валерия Тодоровского (генеральный продюсер) и режиссера-постановщика Игоря Копылова (стал известен недавними фильмами «Ржев» и «Ленинград 46»).

Получилось ли?

Если судить о том, как наглядно, в буквальном смысле на спичках объясняли с экрана неподготовленному зрителю сложнейшие научные и конструкторские задачи, которые пришлось решать героям фильмам — безусловно, да. Тому, как аргументировали и доказывали молодые советские физики преимущества вертикальной компоновки реактора перед горизонтальной, чтобы уже была реализована в США, могут поучиться ведущие научно-популярных и образовательных программ на российском телевидении.

Источник нейтронов и их поглотитель, графит для реактора и йодная яма, плутоний, которого нет в природе, а в бомбе без него никак — разве это материал для остросюжетного кино? Даже в фильме «Девять дней одного года», когда полстраны симпатизировало ученым-физикам, а едва ли не каждый второй мальчишка им завидовал, о таком с экрана не говорили.

А критмасса, имплозия, идеальная симметрия при взрывном сферическом обжатии заряда — как это объяснить телезрителю? И надо ли вообще в художественном фильме? Даже притом, что в Cinema пришла компьютерная графика…

Полосатый астраханский арбуз, попавший в руки физику-экспериментатору Михаилу Рубину (актер Евгений Ткачук) разом отмел сомнения: его простая, как все гениальное, догадка стала прозрением и для зрителя. Захватила, повела вместе с героем дальше и уже не отпустила до самого последнего кадра.

Уверенный в себе и дерзкий, способный нагрубить даже Берии, за что и попал в ГУЛАГ — всю войну лес рубил на Севере — в диалоге с Харитоном он бросает крамольные для того времени слова: «Если б из лагеря меня не вытащили сюда, уже два года был бы на свободе…»

Профессор Харитон, лишь не на много старше, коллегу за такие параллели не осуждает, хотя и не соглашается: «А я не могу перестать здесь работать». И раз за разом, не афишируя, вступается за Михаила Рубина, у которого душа как оголенный нерв, перед Ванниковым и Берией, просит понять и простить его вспыльчивость.

Историки науки и, в частности, советского Атомного проекта, в образе гениального физика Рубина (на мой взгляд — лучшая актерская работа в фильме) угадывают собирательные черты и факты биографии Якова Зельдовича, Кирилла Щелкина и, конечно, Льва Ландау, хотя имя последнего Михаил сам называет в фильме — словно дистанцируясь и, одновременно, сливаясь с ним.

Рубин — не единственный герой сериала, у которого были и угадываются реальные прототипы.

Самая очевидная аналогия — в позиции и поступках радиолога Анны Галеевой (актриса Евгения Брик) и врача в четвертом поколении, выпускницы Свердловского мединститута Ангелины Гуськовой (1924-2015). Незадолго до ухода из жизни Ангелина Константиновна сама отважится описать свою работу на Урале, связанную с комбинатом «Маяк» и первым реактором, в автобиографической книге «Атомная отрасль глазами врача». Она станет член-корреспондентом Академии медицинских наук СССР, главным научным сотрудником Института биофизики, обладателем высоких и заслуженных наград. Но самым близким человеком в конце жизни будет ей лишь родная сестра — своей семьи Ангелина Гуськова так и не создаст.

Перекличка судеб и времен видна уже в созвучии имен: Ангелина Гуськова — Анна Галеева. И та, и другая добивались организации строгого дозиметрического контроля, чтобы защитить от переоблучения работающих на атомном реакторе и смежных с ним участках радиохимического производства. Сами при этом тоже рисковали — собственным здоровьем, возможностью иметь семью и продолжить род…

И в этом «Бомба» — безусловно, бомба. Но местами сериал для взрослых не по-взрослому метафоричен.

Обручальное кольцо, в сердцах сдернутое с пальца и выброшенное из машины — на ходу, в придорожную грязь, весьма пожую на ту, что месили ногами колонны заключенных, присланные копать котлован для «Аннушки» — первого на Урале промышленного реактора для наработки оружейного плутония.

И первый в своем роде индивидуальный дозиметр — одеваемый, как и кольцо, на палец. Его радиолог Анна Галеева привезла из Москвы, из Института биофизики, и словно в знак примирения успела передать мужу — буквально за мгновение до того, как Игорь Муромцев (актер Виктор Добронравов) и два его товарища-добровольца пойдут, образно говоря, на амбразуру. А в прямом смысле — под жесткий, фактически смертельный поток излучения, чтобы устранить аварийное спекание топлива — так называемый «козел» в одном из каналов действующего реактора.

Следующие за этим сцены — пожалуй, самые метафоричные в фильме: физики в белых комбинезонах с бранспойтами наизготовку, чтобы по первой команде залить взбунтовавшийся реактор — как бронебойщики под Москвой перед надвигающимися танками врага. Тут врага нет, но опасность чудовищная, хотя для глаз невидимая. И что все понимают — рукотворная…

У оператора фильма Сергея Мачильского немало творческих находок, удачных ракурсов и, что хотелось бы особо подчеркнуть, молчаливых сцен. Безмолвных и выразительных. Такие паузы, вопреки мнению отдельных критиков, лично мне не кажутся затянутыми или чересчур театральными. Напряженные «паузы» нужны, чтобы и зритель позволил себе задуматься, а не бежал, глотая попкорн, только за сюжетом…

Камера оператора не нарочито, но точно акцентирует детали. Очень характерно, например, посверкивали стекла очков у Лаврентия Берии — и в пультовой реактора, и в театральной ложе. Но это, пожалуй, и все, что сближало его кинематографический облик, многократно воссозданный на экране, с тем, который явил в сериале «Бомба» Виталий Коваленко — конечно, не без участия режиссера.

Критиковать «за непохожесть», как и хвалить «за оригинальность», «новое прочтение» не стану. Ведь изначально условились, что речь о кино художественном, и тут нет места категориям «похож — не похож». Но одну ремарку себе позволю.

Лет десять назад вышел из печати и даже был подарен «Российской газете» фолиант на 1180 страниц с провокационным названием «Берия. Лучший менеджер XX века». За псевдонимом Сергей Кремлев не скрывал своего авторства уже знакомый нам по публикациям Сергей Брезкун, в то время сотрудник одного из аналитических подразделений РФЯЦ-ВНИИЭФ — того самого ядерного центра в Сарове, где была сконструирована первая в СССР атомная бомба. Инженер по образованию, а по роду занятий — въедливый историк и публицист-интерпретатор, он издал к этому дню немало резонансных книг, в том числе еще несколько, посвященных Берии, включая его, якобы сохранившиеся дневники. А «гроссбух» в тысячу с лишним страниц стал бестселлером и выдержал шесть переизданий.

Упоминаю все это, чтобы сказать: образ Лаврентия Берии как руководителя Спецкомитета «по урановой проблеме», созданный в сериале «Бомба», — лучшее, о чем мог бы мечтать автор более чем спорных книг и вольных интерпретаций на болезненные темы из нашего прошлого. Но большинство других историков, думаю, не согласятся принять такую заведомо комплиментарную трактовку.

Если посмотреть все восемь серий «Бомбы» и принять их за чистую монету, невольно подумаешь: «Лучшего руководителя нашим ученым просто и желать нельзя!» Деловой, немногословный, требовательный. Лица и просьбы запоминает — ну просто отец родной! А как слово держит: сказал — сделал.

Рядом с «товарищем маршалом» начальник Первого главного управления при ГКО СССР, а до этого, еще в годы войны, нарком боеприпасов Борис Ванников в исполнении Владимира Богданова — просто генерал на побегушках со звездой Героя соцтруда. Да и профессор Курчатов (актер Михаил Хмуров) на том же фоне — что-то усредненное между начальником смены на пульте управления реактором и модератором, как сейчас бы сказали, на коллоквиуме физиков и материаловедов. И пресловутая борода авторитета не добавляет…

А вот товарищ Берия, что самое удивительное, всегда оказывается в нужном месте в самый острый и нужный момент. Будь то спор профессора Курчатова с маститыми академиками, пуск опытного реактора или уже апофеоз — подрыв атомного заряда на полигоне под Семипалатинском.

Лаврентию Павловичу — кому же еще! — предлагает Игорь Курчатов перевести рубильник на пульте подрыва. И актер Виталий Коваленко в образе вездесущего Берии этот «рубильник судьбы» переводит, чего на самом деле не было.

Команда на подрыв, что давно и широко известно, выдавалась запущенной в строго определенный момент автоматикой, она же последовательно включала и синхронизировала всю регистрирующую аппаратуру опытного поля.

…Фильм про физиков и бомбу не стал бы сериалом, не будь построен на любовном треугольнике, где все по классической схеме: любовь, разрыв, арест, разлука, свадьба друга и стараниями друга — нежданное освобождение. А дальше снова споры, сомнения, драка, семейный разлад и каждый — в поисках ответов на вечные вопросы: что делать? с кем быть? где выход?

Мимолетная встреча мятущегося физика с осужденной художницей из Ленинграда (актриса Ольга Смирнова), которая отбывала срок в Сарове, где невольником чувствовал себя и Миша Рубин, стала для обоих знаком судьбы. И соединила их свободные израненные души.

Сначала на земле, но ненадолго. Лишь до поры, пока обозленный таким поворотом начальник женской колонии (а для него — гарема) не отправил Ольгу этапом на Север, где она погибла от крупозного воспаления легких, как и предрекал «гражданин начальник» своей заключенной избраннице и своему обидчику Рубину.

Потом их души соединились навсегда. В тот самый день 29 августа, когда гениальный ученый, физик-экспериментатор и друг, которых поискать, свой в доску Мишка Рубин, получивший накануне радиационной ожог такой степени, когда вся медицина бессильна, не покинул дом-макет рядом с Бомбой. И сгорел, испарился в рукотворном чудовищном шаре, что за мгновение поднялся до самых облаков, на которые еще в саровском храме показывала Ольга.

До облаков, а может быть, и выше.

P.S.

Одновременно с титрами в конце каждой из восьми серий (их показывали по две четыре вечера подряд) зрители могли видеть и слышать мнения ветеранов атомной отрасли, в том числе тех, кто работал рядом и в одно время с академиками Курчатовым, Харитоном, Зельдовичем, кто встречался при жизни с Борисом Ванниковым, помнит и знает не по рассказам то время и обстановку. Их оценки и суждения не касаются самого фильма или каких-то его эпизодов, потому что записывались и монтировались, судя по всему, параллельно или даже независимо от работы над сериалом. И потому в проекции на художественное произведение с большой долей авторского вымысла, сконструированных обстоятельств и собирательных образов выглядят чужеродно, как наспех приклеенные усы.

Если б решились показать тем же людям смонтированный фильм, их голоса, уверен, зазвучали бы совсем по-другому.

С какой целью решили соединить вымышленное с документальным? Возможно, лишь для того, чтобы найти компромисс. Между ожиданиями заказчиков и продюсеров фильма (а их под руководством Валерия Тодоровского восемь) и тем, что в итоге получилось у съемочной группы во главе с режиссером-постановщиком Игорем Копыловым.

Как бы там ни было, премьера сериала «Бомба» состоялась и стала событием общественной жизни.

Культура

На сайте «РГ» 29 ноября пройдет второй прямой эфир концерта Риккардо Мути

Published

on

Второе воскресенье подряд читатели «РГ» имеют уникальную возможность посмотреть концерт выдающегося итальянского маэстро Риккардо Мути с Молодежным оркестром Луиджи Керубини на сайте газеты. Ссылку на эксклюзивное право стриминга в России концертов Риккардо Мути в Театре Алигьери в Равенне любезно предоставили «РГ» RMMUSIC (www.riccardomutimusic.com) и куратор проекта Равеннский фестиваль (www.ravennafestival.org). Трансляция концерта состоится 29 ноября, в 13:00 по московскому времени.

В предыдущее воскресенье маэстро Риккардо Мути и Молодежный оркестр Луиджи Керубини исполнили программу из сочинений Шуберта — Третью и «Неоконченную» симфонии. Этот концерт из Равенны посмотрели 40 890 зрителей из более чем 100 стран мира. Россия, согласно статистике, стала третьей по количеству зрителей после Италии и Японии, где также транслировали концерт на сайте Весеннего фестиваля в Токио. Пока, до 6 декабря, у публики остается возможность послушать шубертовскую программу в записи на сайте Равеннского фестиваля.

В программу второго концерта из Театра Алигьери Риккардо Мути включил итальянскую музыку, продвижением которой в мире он занимается на протяжении всей своей жизни. Как считает маэстро:

— Когда заходит разговор о музыке и странах, ее созидающих, обычно упоминают Германию и Австрию. Многие критики превозносят духовную наполненность музыки Моцарта, Бетховена, Штрауса, Вагнера, Малера, в то время как итальянские композиторы описываются как развлекательные, приятные, но без какого-либо духовного смысла. Говоря об Италии,  вспоминают бельканто, что в корне неверно, так как бельканто — это лишь стиль пения, прославивший песни Неаполитанской школы. Музыка и музыкальная культура Италии глубже и богаче, наша страна — кладезь музыкальной истории. Но о Неаполитанской школе, Палестрине, Луке Маренцио Коккальо никто не слышал. А ведь без того же Алессандро Скарлатти не состоялся бы и Бах.

Именно поэтому Риккардо Мути планирует исполнить в воскресенье итальянскую оркестровую музыку, чтобы показать ее традицию, которая не прерывалась со времен старых мастеров — Монтеверди, Корелли, Скарлатти, Перголези и др. Это действительно факт, что в XIX веке итальянская инструментальная музыка оказалась в тени величайших оперных достижений итальянских композиторов, но она продолжала свою менее заметную, но не менее ценную жизнь в оркестровых сочинениях. В концерте прозвучит медитативный, полный пронзительной печальной красоты «Ноктюрн» Джузеппе Мартуччи в авторской оркестровой транскрипции, сделанной им в 1901 году. Также будет исполнена Симфоническая прелюдия Пуччини, созданная композитором еще в студенческие годы в Миланской консерватории и ставшая образцом его раннего оркестрового мастерства. Но большую часть программы Мути посвятит музыке Верди, оркестровым фрагментам его опер. Прозвучат Увертюры к операм «Набукко», «Сицилийская вечерня», инфернальная танцевальная музыка ведьм из III действия оперы «Макбет». Как считает маэстро:

На сайте "РГ" 29 ноября пройдет второй прямой эфир концерта Риккардо Мути Фото: Zani-Casadio

— Музыка Верди гениальна по драматургии, подобно Шекспиру или Шиллеру. Ошибочно думать о Верди как о хорошем композиторе, который работает на инстинкте или пишет ​​ вульгарную «zum pa pa» музыку, предназначенную для марширующего оркестра. Величие Верди заключается в том, что он быстро создает из звуков целый мир: там, где другим композиторам требуется много часов, чтобы что-то сказать, он делает это всего в двух нотах. Тот же Вагнер — великий композитор, и как дирижер я понимаю, что исполнение «Парсифаля» позволяет человеку почувствовать себя ближе к Богу. Но Вагнеру нужно много нот, чтобы создать эффект, к которому он стремится, в то время как Верди обладает великим даром лаконично описывать некоторые фундаментальные элементы.

Музыка Верди, Пуччини, Мартуччи под управлением Риккардо Мути будет звучать в исполнении молодых итальянских музыкантов: оркестра Луиджи Керубини, созданного маэстро в 2004 году и выступающего с ним не только в крупнейших концертных залах, но и в проблемных точках мира, где каждый год Риккардо Мути и Равеннский фестиваль проводят проект «Дороги дружбы». Как говорит маэстро, идеологии создают конфликты, а музыка — это универсальный язык: «Мы все на земле — одинаковые и не имеет никакого значения, к какой стране, религии или расе люди принадлежат. С помощью музыки мы можем ощущать себя вместе».

Между тем

Концерт 29 ноября будет транслироваться в прямом эфире на платформе Равеннского фестиваля и на сайте «Российской газеты» — российского эксклюзивного стриминг-партнера проекта.

В записи концерты доступны для просмотра в течение 15 дней на ravennafestival.live. Предыдущий концерт с программой Шуберта открыт для просмотра до 6 декабря.

Подписчики на рассылку Ravenna Festival и RMMUSIC получат специальный подарок: эксклюзивный контент с репетиции.

Continue Reading

Культура

Рэпер Feduk выпустил альбом «Йай» на международном лейбле Warner Music

Published

on

Российский рэпер Федук, известный хитами «Моряк», «Хлопья летят наверх», «Розовое вино» (дуэт с Элджеем) и «Краски», представит 28 ноября в московском кластере Bla Bla Bar новый альбом «Йай».

Релиз альбома состоялся в пятницу, 27 ноября и стал для 28-летнего артиста уже седьмым. Прежде у Федука выходили пять полноформатных и один мини-альбом. Но «Йай» — первый диск, изданный на международном лейбле Warner Music.

Именно его российское подразделение выпустило весной 2020 альбом Леонида Агутина La Vida Cosmopolita, попавший в long-list премии Grammy-2021. Стоит надеяться, что Федука (он же Федор Инсаров) будет ждать еще более удачная судьба.

В новом альбоме — 12 треков. Один из них был известен и раньше — сингл и видео «Бэнгер» были представлены еще 6 ноября. При этом самый глобальный хит Feduk нынешнего года «Краски» в альбом так и не попал, хотя собрал с 12 октября уже более 2,2 миллиона просмотров на YouTube.

Релиз в итоге получился танцевальным и в какой-то степени экспериментальным. Feduk выступает теперь с группой отличных музыкантов: гитарист (особенно убедительный как раз в треке «Краски»), клавишник и ударник.

А продюсерами «Йай» стали участники Cream Soda, причем вокалистка Анна Романовская еще и спела в треке «Тепла», ставшем на диске одним из лучших.

Вот что рассказал о новом альбоме сам Feduk:

«Изначально мы с ребятами из Cream Soda хотели записать EP (мини-альбом, — прим. А. А.). Все понимали, что музыка получится танцевальной: приятный привкус Cream Soda плюс моя читка и мелодии. В итоге мы не смогли ограничиться одним танцевальным стилем: у нас произошла синергия на целый альбом — с хип-хопом, трэпом, R&B и хаусом.

Я безумно благодарен ребятам за то, что они раскрыли меня как цветочек. Критиковали, хвалили, мотивировали глубже копать в моей голове. Поэтому тексты наполнены приколами, фишками и фристайлами и пропитаны нашей общей философией. На первый взгляд, вам покажется, что в текстах есть непонятные фразы, но помните: здесь нет ничего бессмысленного. Это экспериментальная пластинка: я максимально откровенен и не стесняюсь совершенно ничего».

Continue Reading

Культура

Финансирование нацпроекта «Культура» увеличили на 13 млрд рублей

Published

on

Бюджет национального проекта «Культура» до 2024 года будет увеличен на 13 миллиардов рублей и составит более 140 миллиардов. Об этом в ходе рабочей поездки в Новосибирскую область сообщила министр культуры РФ Ольга Любимова. Финансирование нацпроекта "Культура" увеличили на 13 млрд рублей

Фото: Дмитрий Астахов/РИА Новости

«Изменения уже происходят, бюджет национального проекта «Культура» увеличится на 13 миллиардов рублей, это действительно большая радость. Теперь в него включены, например, ремонт и реконструкция детских школ искусств. Школы очень часто находятся в тяжелом состоянии, им не хватает музыкальных инструментов, учебно-методических пособий. И благодаря нацпроекту мы рассчитываем выправить эту ситуацию», — отметила она.

Отдельное направление работы, по словам министра, — это гранты творческим коллективам. Экспертные советы ведомства уже определили получателей грантов Правительства РФ на реализацию творческих проектов в 2021 году.

Поддержку получат 30 творческих проектов со всей страны, которые прошли очень строгий отбор. Всего на участие в конкурсном отборе было подано почти 300 заявок: 203 от театров и 89 от музыкальных коллективов и организаций. В частности, была поддержана заявка Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева.

Ольга Любимова также рассказала, что в нацпроекте «Культура» появилось новое важное направление — государственная поддержка лучших сельских учреждений культуры и их работников. Кроме того, на поправках ко второму чтению закона о бюджете совместными усилиями с депутатским корпусом удалось увеличить субсидии субъектам Российской Федерации на строительство и реконструкцию домов культуры на селе, приобретение автоклубов, создание модельных библиотек и ремонт детских театров.

Continue Reading
Advertisement

Последние новости

Наука3 часа ago

Хайнань принял участников завершившейся миссии по погружению в Марианскую впадину

Пилотируемый батискаф Fendouzhe прибыл в порт города Санья ХАЙКОУ, 28 ноября. /ТАСС/. Южнокитайский остров Хайнань принял участников успешно завершившейся миссии...

Обри ди Грей: борьба со старением решит главные экономические проблемы XXI века Обри ди Грей: борьба со старением решит главные экономические проблемы XXI века
Наука3 часа ago

Обри ди Грей: борьба со старением решит главные экономические проблемы XXI века

Интервью одной из самых противоречивых фигур в современной геронтологии Адъюнкт-профессор МФТИ и вице-президент геронтологического стартапа AgeX Обри ди Грей ©...

Логинов стал десятым в первой гонке нового сезона Кубка мира Логинов стал десятым в первой гонке нового сезона Кубка мира
Спорт5 часов ago

Логинов стал десятым в первой гонке нового сезона Кубка мира

Норвежец Стурла Холм Легрейд выиграл первую гонку Кубка мира-2020-21 по биатлону, которая прошла в Финляндии. Лучший из россиян — Александр...

В мире6 часов ago

Возобновились переговоры о соглашении между Великобританией и ЕС

Москва. 28 ноября. INTERFAX.RU — Главный переговорщик от ЕС Мишель Барнье в субботу возобновил переговоры со своим британским коллегой Дэвидом...

Автоэксперты дали советы по экономии топлива зимой Автоэксперты дали советы по экономии топлива зимой
Авто7 часов ago

Автоэксперты дали советы по экономии топлива зимой

ФОТО : Mir24.tv / Николай Костюшин Эксперты журнала «За рулем» перечислили способы уменьшить расход топлива при езде на авто зимой....

В мире8 часов ago

Верховный лидер Ирана призвал наказать виновных в убийстве ядерщика

Москва. 28 ноября. INTERFAX.RU — Верховный лидера Ирана аятолла Али Хаменеи в субботу распространил заявление, потребовав наказать тех, кто стоит...

Книга Нины Зверевой расскажет, как наладить отношения с "токсичной" мамой Книга Нины Зверевой расскажет, как наладить отношения с "токсичной" мамой
Общество8 часов ago

Книга Нины Зверевой расскажет, как наладить отношения с «токсичной» мамой

Пока мы маленькие, мама — главный человек в нашей жизни. Мамин ласковый взгляд, нежные руки, бескорыстные объятия, в которых, кажется,...

Названы последствия второй волны коронавируса для экономики Европы Названы последствия второй волны коронавируса для экономики Европы
Экономика9 часов ago

Названы последствия второй волны коронавируса для экономики Европы

Еврозона © AP Читать 1prime.ru в   МОСКВА, 27 ноя — ПРАЙМ.  Проблемы в экономике еврозоны в четвёртом квартале текущего года на фоне второй...

Ректор РХТУ им. Д. И. Менделеева: Химику важно "чувство руки" Ректор РХТУ им. Д. И. Менделеева: Химику важно "чувство руки"
Общество9 часов ago

Ректор РХТУ им. Д. И. Менделеева: Химику важно «чувство руки»

Можно ли провести химический опыт онлайн? Почему студентам-химикам нужны только очные практикумы? Как заработать дополнительные баллы для поступления в «химики»?...

Роскомнадзор призвал IT-компании создавать отечественные видеохостинги Роскомнадзор призвал IT-компании создавать отечественные видеохостинги
В мире9 часов ago

Роскомнадзор призвал IT-компании создавать отечественные видеохостинги

Фото: Reuters Москва. 28 ноября. INTERFAX.RU — Роскомнадзор обратил внимание российских СМИ на «необходимость ведения информационных каналов на отечественных видеохостингах»....

Популярное