Свяжитесь с нами

Культура

Архитектор Даниэль Либескинд о проекте «Мечты о свободе…»

Архитектор Даниэль Либескинд о проекте "Мечты о свободе…"

Опубликовано

Даниэль Либескинд — один из самых известных сегодня архитекторов мира — родился в Польше, учился в Израиле, США, Англии. Получил профессиональное образование как музыкант, архитектор и историк архитектуры. Здания по его проектам построены в Берлине и Варшаве, Манчестере и Нью-Йорке, Сеуле и Гонконге, Оттаве и Брюсселе, Милане и Торонто. Предложенный им проект победил в конкурсе на строительство нового Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке и мемориального комплекса погибшим 11 сентября 2001 года.

Но, наверное, самые известные его проекты связаны с музеями. Это Еврейский музей в Берлине, Имперский военный музей в Манчестере, новое здание для Королевского музея провинции Онтарио в Торонто, Музей искусств в Денвере, США, Военно-исторический музей в Дрездене и если говорить о недавних завершенных проектах — здание частного Музея современного искусства в Вильнюсе.

Если вспомнить, что именно Даниэль Либескинд создавал пространство легендарной выставки "Москва — Берлин" в Берлине, то приглашение его в совместный проект Третьяковской галереи и Государственных художественных собраний Дрездена, Альбертинума "Мечты о свободе. Романтизм в Германии и России", выглядит продолжением традиции.

О том, почему он, словно Дедал, выстроил лабиринт в Новой Третьяковке, где для него границы компромисса и почему он воспринимает Малевича как архитектора, Даниэль Либескинд рассказал в интервью "РГ".

Мы живем в трудное время в прагматичном мире. Актуален ли, на ваш взгляд, романтизм сегодня?

Даниэль Либескинд: Поиск свободы, мечта о ней в современном мире заложены в эпоху романтизма. Возможно, XIX столетие — самое важное для нас. Этот век — ключ к тому, какими мы стали. Ключ к нам самим. Он соединил технологии, политику, нашу идентичность, открытие природы. Он создал фундамент современности.

Мистические пейзажи Каспара Фридриха, живопись Александра Иванова, работы Карла Маркса о революции появляются примерно в одно время. Каким образом, мы не совсем понимаем сегодня. Мы не понимаем, потому что мы результат той романтической эпохи. Мы все из нее вышли. Поэтому мечты о свободе романтиков так отзываются в нашем сердце. Думаю, люди откроют для себя очень много нового, когда придут на выставку. Она фиксирует очень важный момент.

А для вас были ли открытия на этой выставке?

Даниэль Либескинд: По крайней мере, одно для меня стало потрясением. Здесь я обнаружил, насколько близки русские и немецкие романтики, русские и немецкие мыслители. Если не смотреть на этикетки, непросто догадаться, русским или немецким художником написан тот или иной пейзаж. Каким-то таинственным образом их миры были очень близки по духу: идеи свободы и переживания схожи.

И, конечно, очень сильное впечатление оставляет центр лабиринта, где рядом сконцентрированы работы Карла Густава Каруса, Каспара Давида Фридриха и Александра Иванова, Алексея Венецианова. Для меня откровением оказалась перекличка мотивов, тем, сюжетов в их живописи …

Романтики мечтали о свободе, безграничности пространства. Но для выставки вы создали лабиринт, в котором надо искать выход. Чем обусловлено такое архитектурное решение?

Даниэль Либескинд: На мой взгляд, свобода отнюдь не широкий открытый проспект. Свобода — это борьба. И всегда ею была. И в наше время, и во времена романтизма. Свобода не то, что доступно легко. Ее нельзя купить. Напряжение, заложенное в архитектуре выставки, дает посетителю возможность выбора пути, шанс самому исследовать удивительное пространство экспозиции с ее темами и работами разных художников.

С моей точки зрения, нет противоречия между сложным комплексом лабиринта и его разрезами, дарующими чувство свободы. Оно позволяет доминировать над лабиринтом, в котором вы оказались.

Здание Новой Третьяковки на Крымском валу — модернистское здание, несущее память о конструктивизме начала ХХ века. Внутрь этого здания вы помещаете выставочное пространство, созданное в традициях деконструктивизма. Насколько это противопоставление важно для вас?

Даниэль Либескинд: Важно в том смысле, что мы живем в другую эру. Догма универсального конструктивизма, если так можно выразиться, превалировала в эпоху модернизма. Она во многом предопределила то, как мы сегодня видим пространство, движение, свет и залы музея. Вероятно, это неизбежный импульс — движение к контрастной противоположности в здании, проект которого был создан в середине ХХ века.

Вы не только архитектор, но и профессиональный музыкант. Гофман говорил, что музыка — самое романтическое из искусств, потому что имеет дело с бесконечностью. Но архитектура имеет дело с границами. Это искусство ограничений. Как вы справляетесь с этим противоречиями?

Даниэль Либескинд: В центре пересечения "разрезов" лабиринта вы увидите, что в конце проходов нет ни картин, ни скульптур. Там пустая стена. Это своего рода выход за границы выставки, если угодно — обещание продолжения. Иначе говоря, экспозиция обладает тем свойством музыкальности, которое Гофман связал с бесконечностью. Взгляд через разрезы в лабиринте — это взгляд, который не блокируется преградой.

Но, конечно, музыка очень важна. Любопытно, что мы очень хорошо знаем, музыку и литературу XIX века, как русскую, так и немецкую, но значительно хуже знакомы с живописью того времени. Мне хотелось бы открыть заново искусство того времени для зрителей. Показать важность русской живописи и картин немецких романтиков, показать, как много у них общего в мечте о свободе, в жажде понять реальность. Это важно не только для понимания прошлого, но и для сегодняшнего дня.

Вы как-то сказали, что архитектура — искусство компромисса. Где границы этого компромисса для вас? Это что такое свобода для вас?

Даниэль Либескинд: Если вы живете в демократическом обществе, вы должны идти на компромисс, потому что должны учитывать чужую точку зрения, не только свою. Это неизбежно. При создании архитектурного проекта, вообще чего-то значимого, должно быть ощущение целостности, единства проекта. И даже идя на компромисс, вы должны суметь сделать то, что считаете важным. Речь не о том, чтобы действовать, как персонаж в посредственной комедии положений. В этой несовершенной системе взаимовлияний разных мнений вы все равно несете ответственность — за создание проекта, который отвечает вашему замыслу.

Тут нет противоречия. Вы можете написать для себя музыкальное произведения, картину, стихотворение. Но в случае архитектуры вы имеете дело с публичным пространством. Даже если речь о частном доме, который виден с улицы. Поэтому изначально архитектура — политическое искусство. Греческое слово πολιτεία означает "права граждан". Архитектура — единственное искусство, которое является подлинно политическим, потому что оно основано на публичности. Поэтому оно фантастически интересное и сложное.

Для вас важны ощущения человека внутри пространства, которое вы выстраиваете. Каковы отношения между внутренним миром и внешним?

Даниэль Либескинд: Не думаю, что есть четкая линия раздела между внутренним и внешним миром. Мы не можем провести ее внутри нашей головы. Все связано — внутренний мир и внешний. Мы уже в мире. Это целостный мир. В этом мой подход как архитектора. Речь не о том, чтобы создать что-то для внутреннего или внешнего мира.

Вы создавали пространства для многих музеев… Что наиболее важно, на Ваш взгляд, для пространства музея и отношений музея, города, посетителей?

Даниэль Либескинд: Музеи очень важны, потому что глубинно они связаны с творчеством. Именно потому, что у людей есть потребность в творчестве, они хотят видеть, узнавать, понимать новое. Музеи дают такую возможность.

Но именно поэтому музей не сводится к общей формуле: все разложить по коробочкам и расставить их по разделам. Речь о том, чтобы соответствовать духу музея. Слово "музей" в греческом происходит от слова "музы". Мать муз — Мнемозина. Память — матерь муз. Для меня хороший музей тот, который хранит память об этой давней связи с музами. В пространстве архитектуры, в свете здания должно быть что-то, что вдохновляет посетителей увидеть мир заново как фантастически удивительное место, в котором нам дано жить.

Вы жили в трех разных странах — Польше, Германии, США. Вы чувствуете себя гражданином мира или для вас важно ощущение глубокой связи с традицией?

Даниэль Либескинд: Я не верю, что корни традиции — в почве, границах или крови. Мы принадлежим миру. Мы не выбираем, где нам родиться. В один прекрасный момент мы обнаруживаем себя в мире. И в этом красота мира. В этом смысле мы всегда в процессе перехода — из одного мира в другой. И — из одного места в другое. В этом движении пишется история человечества.

Мир — это дом. Вы можете найти его где угодно с другими людьми, разделяя любовь к семье, к месту, к будущему, к детям. Мы все здесь ограниченное время. Мы все путники. Мы не обладаем этим миром.

Корни — это мистическая вещь. Корни человечества скорее духовные. И будущее человечества, вероятно, нечто иное, нежели разделительные линии на контурной карте.

Конечно, мы испытываем глубокие чувства к месту, где родились. Я родился в Польше, польский был моим языком в детстве. И, конечно, я сохраняю к Польше привязанность. Вы рождаетесь и становитесь итальянцем, американцем, русским, немцем, поляком, евреем. Но, несмотря на все, что нас отличает друг от друга, люди связаны друг с другом. И, на мой взгляд, более важная вещь — солидарность с людьми во всем мире.

Если говорить о "гении места", то какие ассоциации у Вас связаны с Москвой?

Даниэль Либескинд: Москва — один из знаковых городов мира, интересный, запоминающийся, полный жизни и богатый традициями. Это не просто комплекс отдельных замечательных зданий, этот город — единая ткань истории. Лет десять назад, на короткое время оказавшись в Москве, я пошел смотреть иконы Рублева. Быть в Москве и не увидеть Рублева — это невозможно.

Этот город близок моему сердцу, потому что я люблю русскую музыку, искусство, литературу, русскую историю, которая при всей сложности, поразительна.

Чем вам интересна русская культура?

Даниэль Либескинд: С детства люблю Пушкина. Я даже купил полное собрание сочинений Пушкина на русском. Мои родители говорили по-русски. В детстве я мог неплохо читать по-русски. Даже сегодня я могу сравнивать переводы Пушкина на английский с русским текстом. "Евгений Онегин" — одно из любимых произведений.

В целом, русская литература, русская музыка, русская искусство и архитектура повлияли на меня очень основательно. Не думаю, что я был бы тем, кем я являюсь, если бы не был частью мира этой культуры.

Вы имеете в виду русскую архитектуру?

Даниэль Либескинд: Я считаю, что живописцы тоже могут быть архитекторами. Малевич, например. В России искусство, философия, архитектура всегда существовали в единой взаимосвязи. Они не были лишь отдельными дисциплинами. Все вместе они говорили о жизни. И в этом сила русской традиции — страсть к "живой жизни". На меня это оказало огромное влияние.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Сериал «Чиновница» с Викторией Толстогановой выходит в конце июня

Сериал "Чиновница" с Викторией Толстогановой выходит в конце июня

Опубликовано

Сериал "Чиновница" с Викторией Толстогановой выходит в конце июня

Премьера нового сериала Оксаны Карас «Чиновница» с Викторией Толстогановой в главной роли состоится на фестивале сериалов «Пилот», где первую серию увидят лишь гости и участники киносмотра. Но спустя несколько дней, после того, как «Пилот» завершится (даты проведения фестиваля — 25-27 июня), сериал можно будет смотреть в онлайн-кинотеатре KION. Дата выхода проекта в интернете — 30 июня

Напомним, что сериал — совместный проект KION Originals, киностудии "КИТ" и Первого канала. Обещано, что Первый канал покажет его в новом сезоне — то есть осенью. Но в Сети сериал можно будет смотреть раньше.

В "Чиновнице" также сыграли Максим Виторган, Алексей Агранович, Семен Серзин, Артем Быстров, Полина Кутепова, Яна Гладких и другие звезды российского кино.

По жанру "Чиновница" — антикоррупционная мелодрама о жизни служащей госаппарата регионального Минздрава Арины Алферовой. По сюжету — в жизни Алферовой все прекрасно: квартира в центре, приличная иномарка, утренняя укладка в салоне каждый день, шопинг-туры в Москву по выходным. Солидная должность начальника финансового департамента, а также "спасибо за помощь" в конвертах с наличными позволяют с легкостью оплачивать все капризы. Взятки для Арины — в порядке вещей. Привычную череду событий прерывает судьбоносная трагедия, произошедшая в жизни Алферовой: ее мир рушится как замок из песка… В итоге героиня Толстогановой решает бросить вызов системе и всей ее теневой структуре.

"… Это очень смелая актерская работа — играть априори отрицательного главного героя непросто, как будто не на что опереться. Но в сериале мы ищем причины, почему она стала такой. В начале фильма она обычная мещанка, с очень понятными земными ценностями. На наших глазах из инфантильной запутавшейся чиновницы Арина превращается во взрослого человека, берущего ответственность за свои поступки. Из обыкновенной взяточницы в нонконформиста", — говорит режиссер сериала Оксана Карас.

Сериал "Чиновница" состоит из 8 серий, которые будут выходить в онлайн-кинотеатре KION каждую неделю.

Читать далее

Культура

Сергей Безруков сыграет разведчика в новом сериале «Шпион»

Сергей Безруков сыграет разведчика в новом сериале "Шпион"

Опубликовано

Сергей Безруков сыграет разведчика в новом сериале "Шпион"

В Москве начались съемки восьмисерийного фильма «Шпион» с Сергеем Безруковым в главной роли. Сценарий «Шпиона» писали специально под Безрукова — другая кандидатура на эту роль не рассматривалась.

"Мы хотим заставить зрителя симпатизировать человеку, который работает на другую страну, то есть фактически предателю, — рассказывает режиссер проекта Вано Бурдули. — Конечно, персона Сергея Безрукова нам в этом поможет, потому что зрители любят его в любой роли" (цитируется по релизу, присланному в редакцию "РГ").

По сюжету талантливый аналитик Андрей Рыбин работает в ФСБ в отделе по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Он собирается на пенсию, чтобы проводить больше времени с женой, взрослой дочерью и любимой собакой. Внезапно на Рыбина выходит бывший сотрудник ЦРУ Донован. Двадцать пять лет назад он внедрил разведчика-нелегала Рыбина в Россию и теперь требует исполнения взятых на себя обязательств. Однако Рыбин понимает, что теперь Россия его Родина.

"С одной стороны, Рыбин — американец в третьем поколении, с другой — человек, который четверть века живет в России: здесь у него дом, жена, дочь, — рассказывает о своем персонаже Сергей Безруков. — Внезапно он оказывается перед очень серьезным выбором: работа или семья. Что он выберет? И насколько вправе будет сделать такой выбор? Этими вопросами я буду задаваться в процессе съемок. Впереди большая работа, и раскрывать все секреты я пока не хочу".

Съемочная группа начала работу в Подмосковье, на даче, в которой по сюжету живет семья главного героя. Собаку породы колли, которая является полноправным членом семьи Рыбина, нашли в Москве. Пес по кличке Лэсси — единственный намек на американское прошлое Рыбина, ведь в детстве многие смотрели американский сериал "Лэсси", а у юного Андрея- тогда еще американца — такая собака даже была.

По жанру "Шпион" — остросюжетный детектив, поэтому перестрелок и экшн-сцен в проекте будет мало. В нескольких сценах телезрители смогут полюбоваться на слаженные действия профессиональных ОМОНовцев, которые параллельно со своей основной деятельностью снимаются в кино.

Картину производит "Киностудии КИТ" совместно с "РИМ Продакшн" по заказу Первого канала. Генеральные продюсеры: Сергей Титинков, Андрей Терешок, Рауф Атамалибеков, Михаил Хлебородов, Александр Бондарев.

Читать далее

Культура

Сергей Безруков сыграет разведчика в новом сериале «Шпион»

Сергей Безруков сыграет разведчика в новом сериале "Шпион"

Опубликовано

Сергей Безруков сыграет разведчика в новом сериале "Шпион"

В Москве начались съемки восьмисерийного фильма «Шпион» с Сергеем Безруковым в главной роли. Сценарий «Шпиона» писали специально под Безрукова — другая кандидатура на эту роль не рассматривалась.

"Мы хотим заставить зрителя симпатизировать человеку, который работает на другую страну, то есть фактически предателю, — рассказывает режиссер проекта Вано Бурдули. — Конечно, персона Сергея Безрукова нам в этом поможет, потому что зрители любят его в любой роли" (цитируется по релизу, присланному в редакцию "РГ").

По сюжету талантливый аналитик Андрей Рыбин работает в ФСБ в отделе по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Он собирается на пенсию, чтобы проводить больше времени с женой, взрослой дочерью и любимой собакой. Внезапно на Рыбина выходит бывший сотрудник ЦРУ Донован. Двадцать пять лет назад он внедрил разведчика-нелегала Рыбина в Россию и теперь требует исполнения взятых на себя обязательств. Однако Рыбин понимает, что теперь Россия его Родина.

"С одной стороны, Рыбин — американец в третьем поколении, с другой — человек, который четверть века живет в России: здесь у него дом, жена, дочь, — рассказывает о своем персонаже Сергей Безруков. — Внезапно он оказывается перед очень серьезным выбором: работа или семья. Что он выберет? И насколько вправе будет сделать такой выбор? Этими вопросами я буду задаваться в процессе съемок. Впереди большая работа, и раскрывать все секреты я пока не хочу".

Съемочная группа начала работу в Подмосковье, на даче, в которой по сюжету живет семья главного героя. Собаку породы колли, которая является полноправным членом семьи Рыбина, нашли в Москве. Пес по кличке Лэсси — единственный намек на американское прошлое Рыбина, ведь в детстве многие смотрели американский сериал "Лэсси", а у юного Андрея- тогда еще американца — такая собака даже была.

По жанру "Шпион" — остросюжетный детектив, поэтому перестрелок и экшн-сцен в проекте будет мало. В нескольких сценах телезрители смогут полюбоваться на слаженные действия профессиональных ОМОНовцев, которые параллельно со своей основной деятельностью снимаются в кино.

Картину производит "Киностудии КИТ" совместно с "РИМ Продакшн" по заказу Первого канала. Генеральные продюсеры: Сергей Титинков, Андрей Терешок, Рауф Атамалибеков, Михаил Хлебородов, Александр Бондарев.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

В мире50 минут назад

Власти США задумались об организации встречи Байдена и Си Цзиньпина

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU — В американской администрации рассматривают возможность организации встречи президента США Джо Байдена и председателя КНР Си...

Общество1 час назад

Прививки и работа: как в Москве организуют обязательную вакцинацию

Представители столичного бизнес-сообщества поддержали обязательную вакцинацию для работников ряда отраслей. Как сообщили «РГ» члены Совета предпринимателей столицы, ряд вопросов еще...

В мире2 часа назад

Португальские власти закроют Лиссабон на выходные из-за COVID-19

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU — Власти Португалии на предстоящие выходные ограничили въезд и выезд из городской черты Лиссабона из-за сложной...

Наука2 часа назад

В ВШЭ сообщили, что РФ стала лидером по росту числа публикаций об искусственном интеллекте

По данным университета, значительная часть российских исследований и разработок в этой области сосредоточена в Москве МОСКВА, 17 июня. /ТАСС/. Россия...

Латимерии могут жить почти до ста лет. Это в пять раз больше, чем ожидали ученые Латимерии могут жить почти до ста лет. Это в пять раз больше, чем ожидали ученые
Наука2 часа назад

Латимерии могут жить почти до ста лет. Это в пять раз больше, чем ожидали ученые

Такой вывод биологи сделали после изучения чешуи «живых ископаемых», которая может служить аналогом годичных колец деревьев ТАСС, 17 июня. Французские...

В скорлупе яиц британских чаек нашли пластификаторы В скорлупе яиц британских чаек нашли пластификаторы
Наука2 часа назад

В скорлупе яиц британских чаек нашли пластификаторы

У птенцов из таких яиц шансов выжить гораздо меньше, чем у обычных ТАСС, 17 июня. В яичной скорлупе чаек, которые...

Фотонным кубитам "разрешили" работать при комнатной температуре Фотонным кубитам "разрешили" работать при комнатной температуре
Наука2 часа назад

Фотонным кубитам «разрешили» работать при комнатной температуре

Кроме того, эти кубиты могут сохранять квантовое состояние фотона в течение рекордно большого времени – нескольк миллисекунд ТАСС, 17 июня....

Антибиотик новобиоцин смог уничтожить "неуязвимые" формы рака груди Антибиотик новобиоцин смог уничтожить "неуязвимые" формы рака груди
Наука2 часа назад

Антибиотик новобиоцин смог уничтожить «неуязвимые» формы рака груди

Ученые надеются продолжить опыты и испытать его действие на людях ТАСС, 17 июня. Американские медики обнаружили, что антибиотик новобиоцин, который...

Opera приостановила поддержку VPN в российских браузерах Opera приостановила поддержку VPN в российских браузерах
Hi-Tech2 часа назад

Opera приостановила поддержку VPN в российских браузерах

МОСКВА, 17 июн — ПРАЙМ. Компания Opera после решения Роскомнадзора об ограничении использования сервиса Opera VPN заявила, что приостанавливает поддержку сервисов VPN...

Общество3 часа назад

Роскомнадзор отчитался о блокировке сервисов VyprVPN и Opera VPN

Роскомнадзор начал блокировать VPN-сервисы VyprVPN и Opera VPN. Об этом говорится на сайте ведомства. Роскомнадзор предупреждал о блокировке в мае,...

Advertisement

Популярное