Свяжитесь с нами

Культура

Алексей Бородин: Жизнь — это противоречие

Алексей Бородин: Жизнь - это противоречие

Опубликовано

Алексей Бородин: Жизнь - это противоречие

Сегодня исполняется 80 лет художественному руководителю РАМТа Алексею Бородину.

Этот год оказался юбилейным не только для Алексея Бородина, но и для театра, которым он руководит уже 41 год: Центральному детскому/ РАМТу исполняется 100 лет. Мы встретились с Алексеем Владимировичем между репетициями, чтобы узнать, как чувствуют себя два юбиляра.

Как чудесно почти совпали два юбилея — ваш и театра (в июле). Можно было бы и соединить…

Алексей Бородин: Ну что вы — все-таки сто это сто! Хотя что такое столетие для вечности! Днем рождения театра считается 13 июля 1921 года. С этого дня детский театр стал делить здание с кинотеатром "Арс" на Тверской, где теперь Электротеатр Станиславский.

Я не знала, что они там начинали!

Алексей Бородин: Начинали они вообще на телегах! Наталья Ильинична Сац и Кторов в самом начале разъезжали на телегах и там устраивали такие уличные представления для детей. А потом Сац добилась того, что им дали помещение Арса, где они и работали до 1936 года. Того самого года, когда из этого здания на Театральной чудовищно выперли МХАТ Второй и под абсолютно ханжеским лозунгом "все лучшее — детям" вселили Детский театр. Но Наталья Ильинична Сац недолго проработала здесь. В 1937 году ее как жену врага народа арестовали и отправили в лагерь. А потом были Волков, ученик Вахтангов, Ольга Ивановна Пыжова. Вообще мхатовско-вахтанговская линия торжествовала в Центральном Детском. Потом сюда пришел выдающийся директор Константин Шах-Азизов, он и привел сюда Марию Осиповну Кнебель, когда ее выгнали из МХАТа. Это была уже середина 50-х годов, здесь начали работать Эфрос, Ефремов, были поставлены "В поисках радости", "Димка-невидимка", "Друг мой, Колька" и все эти замечательные спектакли, с которых началась оттепель.

Мне кажется, что сегодня мы остро нуждаемся в новой книге об истории Центрального Детского/РАМТа, с новыми документами и публикациями. Предполагается что-то в этом роде?

Алексей Бородин: Мы издавали книжки к разным юбилеям, но сейчас, делая большую новую книгу, обнаруживаем удивительные сюжеты. Я был поражен тому, что с Сац связано авангардное начало театра. Там работали знаменитые художники русского авангарда. Книга получится, я надеюсь, очень серьезная.

Вас не удивляет, что Кнебель пришла в то самое здание, в котором работал ее гениальный учитель, Михаил Чехов, откуда он навсегда уехал в 1928 году?

Алексей Бородин: Да, правда, удивительное совпадение! У нас, кстати, еще один юбилей — 200-летие самого здания. В нем были знаменитые дворянские балы, потом студия Островского, Ленского, потом Незлобинский театр, потом Театр для детей (позже — Центральный Детский, а уже потом, при мне — РАМТ). Софья Апфельбаум (директор театра) утверждает, что на примере этого здания можно изучать историю театра. Книгу об этом делает замечательный исследователь архитектуры Мария Нащокина. Да, сила места — вещь удивительная! Не потому ли здесь так расцвел талант Кнебель, здесь родился режиссер Эфрос. Я учился в последних кассах школы и прекрасно помню его "Бориса Годунова", в котором играл Олег Ефремов, ну и конечно — все его знаменитые премьеры — "Перед ужином", "Они и мы". А "Друг мой Колька" вообще был великим спектаклем. Почему вдруг сюда, в ведомственный, так сказать, театр (как Театр транспорта, Театр армии), начали приходить выдающиеся люди? Только что Егор Перегудов сделал показ оперы "Петя и волк", написанная по заказу Сац, в тот самый день, когда она впервые была исполнена на сцене Детского театра. Еще нашли неизвестные ноты совершенно замечательного композитора Леонида Половинкина, который оказался в тени своих более великих современников! То есть к этому театру относились как серьезному художественному заведению. Не говоря уже о 50-х годах, когда здесь был самый живой театр эпохи. Мне повезло, что я застал многих из тех, кто работал здесь задолго до меня. Михаил Оспович, директор-распорядитель. Недавно ушедшая Жигова, она переиграла здесь всех девочек, Воронов, Андросов, Исаева — как они меня поддержали, когда я пришел. Я ведь три года до режиссерского учился на театроведческом факультете, у Маркова. И когда надо было выбрать какой-то театр для созерцательной практики, я выбрал Центральный Детский, вы представляете?!

Еще одно удивительное совпадение…

Алексей Бородин: Конечно! А тогда Мара Микаэлян выпускала "Золотое сердце", где Саша Назарова, только приехавшая из Ленинграда, играла мальчика. Я помню это как сейчас. Эфрос помогал постановщику на выпуске. И помощник режиссера, пожилой дяденька, спрашивал раздраженно: "Я не могу понять, кто ведет репетицию?!" Я помню свои эмоции: "Как он может так с Эфросом?!". Здесь в литчасти работала Наталья Александровна Моргунова, замечательная женщина, очень вольнолюбивая, писавшая замечательные стихи. У нее собирались ее друзья — Евтушенко и другие. Это она Хмелика откопала.

А как вы оказались на режиссерском факультете?

Алексей Бородин: Я сначала хотел стать артистом, и в первый год никуда не поступил, а на второй год, когда опять не поступил, случайно узнал, что в ГИТИСе набирают какой-то вечерне-заочный курс на Дурасовке. Вот каким-то дуриком я туда и попал, ничего не зная! Это оказался театроведческий факультет, мне он очень помог сформироваться! Там были грандиозные педагоги. Марков три раза в неделю обсуждал наши работы. Алперс и Филиппов читали русский театр, Бояджиев — зарубежный. Дюшен играл нам Шёнберга на лекциях по зарубежной литературе! За три года я стал другим человеком! И все же я решил поступать на режиссерский, и вот тут случился страшный удар, потому что, когда я дошел до третьего тура, Кнебель меня не взяла. Только на следующий год я поступил к Завадскому, слету. Что это были за люди! С нашими педагогами Анисимовой-Вульф и Бенкендорфом мы долгие годы потом дружили. Они все сделали как надо, только к реальной советской жизни они нас не готовили. Наоборот, даже оберегали.

Думаю, к советской жизни подготовить было невозможно, ее надо было претерпевать самому.

Алексей Бородин: И я столкнулся с ней со всего размаху. На пятом курсе мы двинулись кто куда. Я поехал в Смоленск и попал в чудный театр. Александр Семенович Михайлов, главный режиссер, и директор Феликс Шухмахер все мне позволяли. Только что в "Новом мире" вышли "Два товарища" Войновича, и я их поставил в духе циркового зрелища. Патриотически настроенный юноша, влюбленный в Россию, поскольку родился в Китае, но уже воспитанный Таганкой, "Современником", всем бурным театральным временем, совершил там для себя какой-то прорыв. Что-то накапливалось, накапливалось и прорвалось. Вольница у нас была полная. Мы показали спектакль худсовету, все было хорошо, на премьеру пришел первый секретарь обкома партии, и даже он нас поддержал. Но на следующий день собрался обком и вынес решение, что это антисоветский формалистический спектакль. Нам посвятили потом целый абзац в сурковской "Театральной жизни". После перечисления и описания ужасов, которые творят Фоменко, Захаров и другие, следовало про нас…: "и даже выпускник ГИТИСа Алексей Бородин…". Это был 1968 год, только что наши танки вошли в Прагу. Через какое-то время мне звонит Александр Семенович с просьбой приехать на какое-то обсуждение. И вот это было страшно. Вставали начальники и один за другим говорили про позор, который случился на родине космонавта.

Вам было страшно?

Алексей Бородин: Никакой боязни не было, я сидел в изумлении, — настолько это было абсурдно. И вдруг встает один журналист и резко выступает в мою защиту. Я не понимаю, как он набрался такой храбрости. И за ним в мою поддержку стали выступать другие люди. Оказалось, что их всех взяли на заметку и потом снимали с диссертационных защит, с очереди на квартиры, лишали каких-то иных возможностей. Кому-то пришлось уехать. Это был полный разгром. В итоге на последнем этапе сняли Александра Семеновича, потом директора. За все сразу. Обозвали репертуар "парадом лузеров" (это про Розова и других прекрасных авторов того времени, которые у них шли). Когда замминистра написал в "Театральной жизни", все двери передо мной закрылись.

Вас это сильно обломало?

Алексей Бородин: Ну, это был шок для меня. Я еще успел поставить до полного разгрома "Стеклянный зверинец", там была уже окончательная победа "формализма". От журнала "Театр" приезжал Сережа Никулин, ему очень понравилось, но печатать его рецензию не стали. После этого никуда устроиться я уже не мог, все говорили: завтра-завтра. И я стал ждать завтра. Это очень опасно. И я понял, что надо уезжать. По совету Лены Долгиной, уже работавшей в Кирове, мне позвонил кировский начальник управления культуры, уговаривая приехать и приговаривая: "Вятские парни хватские". А я совершенно был к этому готов, ну, и Леля моя, как жена декабриста, сказала "едем". Это было очень правильно, это было счастье.

Вскоре вернулся из армии Володя Урин, он же был местный, кировский, а у нас не было завтруппой. И мы его взяли. Лучшего завтруппой не бывает на белом свете! Через год директор ушел на повышение, в Цирк, и я предложил назначить директором Урина. А ему было 26! Только в Кирове это могло случиться! Станислав Бенедиктов приезжал из Москвы оформлять спектакли. Однажды для "Трех толстяков" он потребовал метростроевские ролики. Ну, где в Кирове их взять?! Урин садится на поезд и едет в Москву. Я описал это в своей книжке. Пробрался на метростроевский завод, купил ролики по три рубля. Потом тащил на себе мешки с этими роликами до самого поезда! Колоссальная история! Поэтому он хороший директор! Денег не было, однако придумывали такое, что и за большие деньги не сделаешь.

Кировский ТЮЗ вскоре загремел по стране.

Алексей Бородин: В Кирове было прекрасно! У меня был там "Клуб отцов" — инженеры, мастера, рабочие — их дети смотрели спектакль, а я читал им лекции. Я знал всех директоров школ, хотел уничтожить культпоход — чтобы не было коллективного посещения, чтобы в театр ходили семьи с детьми, а не школьники с классным руководителем. Это тоже было влияние ВТО и Зиновия Яковлевича Корогодского. Они меня сразу включили в лабораторию режиссеров детского театра под руководством Кнебель. Лева Додин, каждый раз встречая меня, вспоминает, как это было прекрасно. Так прошло шесть с половиной лет. И вот в канун нового 80-го года, меня вызвали в Москву и предложили принять Центральный Детский. Представили меня труппе 4 января.

Каким вы застали театр вашей юности?

Алексей Бородин: Я пережил шок. Это был уже не тот театр, который я знал. Обстановка была очень неприятная. Представлял меня тот же министр ("думал ли я, когда писал, что буду…"), который про меня гадости настрочил в "Театральной жизни". Речь моя была недолгой. Я напомнил, что здесь когда-то шел спектакль "В поисках радости": "Так давайте в поисках радости жить". Я не мог себе и представить, что останусь здесь на все эти сорок с лишним лет. Работа, репетиции, репетиции.

Что сейчас репетируете?

Алексей Бородин: Есть прекрасная книжка Алексея Варламова "Душа моя, Павел". И вот-вот ждем перевод новой пьесы Стоппарда "Леопольдштадт".

Вы выпустили в этом сезоне "Горе от ума", важное высказывание. Как смотрите сегодня на эту уже завершенную работу?

Алексей Бородин: Надо было перевернуть представление об этой пьесе. Перевернуть, прочитать совсем заново. Вот Чацкий, которого три года не было, влетел как в дом родной, значит, не такой уж этот Фамусов тупой и мерзкий. Значит, это был вполне либерально настроенный человек, с которым юный Чацкий вел беседы, разделял взгляды. Наверняка, он его и воспитал. Просто три года Чацкий был заграницей, за это время тут все изменилось. В чем юмор? Человек рассчитывает на то, что все будет как прежде — что он любим и Софьей, и ее отцом, все будет прекрасно. Он приезжает, а все наоборот. Но Фамусов, как мы стремились показать, прекрасно знает цену всем этим Максим Петровичам и прочим. Попробовали либеральные идеи, ничего не работает. Значит, надо устанавливать прежние порядки. И вот он поглядывает на Чацкого, мол, попробуй… И тогда "Горе от ума" предстает драмой, которую мы с вами переживаем. Это наша драма. Очень помог мне тыняновская "Смерть Вазир Мухтара". Пьеса такова, что нужно понять ее автора как личность. Вот вам пожалуйста, пример: Грибоедов разделяет все взгляды декабристов. Все! На юге — Пестель, на севере — Рылеев, со всеми он связан, все его зовут в тайное общество, он абсолютно разделяет основные идеи и никуда не идет. Понимает, что никакого смысла в этом нет. Он реалист, работает на госслужбе. Такая двойственность у Грибоедова была. Почувствовать эту двойственность было очень важно. Софья — как бы ни любила Чацкого, а мне кажется, она все равно продолжает его любить, — примиряется, смиряется с другим. Нет в этой пьесе ничего однозначного.

Многие ожидали, что после "театрального дела", которое коснулось вашего театра непосредственно, острота вашего толкования пьесы будет резче. Но вы не через резкость пошли, а через мягкое чувство горечи.

Алексей Бородин: Ничего кроме иронии, сарказма тут, на мой взгляд, быть не может. Научил меня этому Стопард. Его ирония, его сарказм, понимание всей безнадеги, при том, что он горячий защитник униженных и оскорбленных, тоже помогала нам в осмыслении феномена Грибоедова. В новой его пьесе "Леопольдштадт" о еврейском квартале Вены, действие которой происходит с 1855 по 1950, его сарказм становится все мрачней и мрачней. Одна из его пьес называлась "Берег утопии". И книжку свою я тоже назвал "На берегах утопии". Все это утопии наши. Все пропитано горечью, но жизнь так и проживается, позволяя в трудные времена, которые кажутся порой торжеством мрачного абсурда, не терять души прекрасные порывы. Мне кажется, мы начинаем по-настоящему жить, когда понимаем, что жизнь — парадокс и противоречие.

Тема поколений кажется основной в вашем театре.

Алексей Бородин: Для меня это основная, может быть, наиважнейшая тема. Почему я так активно молодежь зову. Потому и сцены у нас растут как грибы — Черная комната, Белая комната, Маленькая сцена, Двор. С другой стороны — мастеров, таких как Карбаускис, Бутусов. Мне хочется себя самого ставить в контекст. Самое страшное в нашей профессии, это самодовольство, остановка, которая все убивает. А кроме того, у меня есть еще мысль, что время линейного театра прошло. Сегодня я воспринимаю театр как броуновское движение, моя задача только держать берега, чтобы все не растеклось за пределы моих представлений о том, что есть что.

В один день у нас репетировались девять спектаклей! Сумасшедший дом. Но мне кажется — третьего не дано. Или стагнация, или такое безумное кипение. Но сейчас, по-моему, такое время, что должно кипеть.

Справка "РГ"

В юбилейном сезоне РАМТа репетируют: "Остров сокровищ" (Алексей Керучеков), "Душа моя, Павел" (Алексей Бородин); к 100-летию РАМТа Владимир Богатырев делает "В добрый час", а Александр Пономарев — "Блоху" Замятина (из репертуара МХАТ-2). Егор Перегудов выпустил два спектакля: "Петю и волка" Сергея Прокофьева и "Сны моего отца" по прозе Романа Михайлова. "Дни Савелия" Григория Служителя репетирует Марина Брусникина.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Книга на ощупь

Книга на ощупь

Опубликовано

Книга на ощупь

Слепым и слабовидящим в России станет доступно больше книг и периодических изданий — изменения в Гражданский кодекс РФ, которые приведут российское законодательство в соответствие с Марракешским договором, в июне одобрило правительство. Законопроект о внесении поправок подготовлен министерством культуры. «Это принципиальный шаг на пути к реализации прав инвалидов на доступ к информации, к обучению, знаниям», — подчеркивает директор Российской государственной библиотеки для слепых Елена Захарова.

Сегодня читателями этой библиотеки являются более 15 тысяч человек. А всего в России, по данным минтруда, инвалидов по зрению более 300 тысяч. Впрочем, Марракешский договор (Россия присоединилась к нему в 2017 году) серьезно расширяет круг лиц, которые могут получить доступ к литературе: теперь это не только люди с нарушением зрения, но и все те, кому не позволяют держать в руках бумажную книгу другие физические особенности.

— Это могут быть люди с дислексией, нарушениями движения, с расстройством аутистического спектра и другие. То есть все те, кто не может воспринимать плоско-печатный текст, — объясняет Елена Захарова.

Еще один важный момент: появляется возможность трансграничного обмена такими изданиями — по просьбе читателя их можно будет получить из любой другой страны на нужном языке. Для этого библиотека сделает запрос в уполномоченный орган нужной языковой группы, выяснит, где издание имеется, закажет его. Речь здесь идет о цифровых экземплярах.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая напоминает, что людям с ограничениями по использованию печатной продукции доступны сегодня не более 10 процентов от всего ее объема:

— Но современная индустрия способна предложить людям с особыми потребностями не только издания на шрифте Брайля, аудиокниги, но и доступные научные журналы, интерактивные книги, красочные обложки с тифлокомментариями, детские книжки-картинки и даже электронную бумагу.

Законопроект позволит сделать более доступными нотные издания в специальном формате.

— В период обучения в музыкальным училище мне приходилось заучивать музыкальные произведения наизусть, так как доступа к нотам на шрифте Брайля попросту не было. Надеюсь, проект федерального закона будет оперативно рассмотрен и поддержан Госдумой уже осенью этого года, — отмечает Гурцкая.

Слепым доступны сегодня не более 10 процентов от всего объема печатной продукции

Принципиальное изменение в Гражданский кодекс коснется и статьи по авторскому праву: теперь в ней появится уточнение, разрешающее без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения создавать экземпляры произведений в форматах, предназначенных для использования слепыми и слабовидящими лицами (рельефно-точечный шрифт и другие), изготавливать и распространять копии . Главное условие — никакого извлечения прибыли и с обязательным указанием имени автора. Законопроект уже внесен в Госдуму. В апреле вопрос доступности большего количества художественных, научных и периодических изданий людям с ограничениями по здоровью был поднят в докладе Уполномоченного по правам человека и гражданина Татьяной Москальковой.

Прямая речь

Ольга Любимова, министр культуры РФ:

— Законопроект имеет важное социальное значение, так как расширяет круг лиц, которые будут иметь бесплатный доступ к литературе. Кроме того, документ позволят предоставлять таким людям доступ к произведениям в специальных форматах через интернет.

Справка "РГ"

Марракешский договор принят 27 июня 2013 года в Марракеше, является частью системы международных договоров по авторскому праву. Главная его цель — установить ряд имеющих обязательную силу ограничений и исключений в интересах слепых и лиц с нарушениями зрения или иными нарушениями, не позволяющими воспринимать печатную информацию. Договор подписан рядом стран, среди которых Аргентина, Австралия, Бразилия, Индия, страны Европейского союза и другие.

Кстати

19 июня в Перми прошел первый в России тактильный концерт, организованный musicAeterna совместно с Фондом поддержки слепоглухих "Со-единение". Это новый формат, который позволяет людям с одновременными нарушениями слуха и зрения воспринимать музыку благодаря легким прикосновениям к музыкантам и инструментам и ощущению вибраций. 10 подопечных фонда поднялись на сцену и заняли места среди музыкантов. Оркестр исполнил две части из Симфонии N41 Моцарта, которая прозвучала на закрытии Дягилевского фестиваля.

По итогам концерта musicAeterna и Фонд "Со-единение" предложили объявить один из дней в году Всероссийским днем тактильного искусства. Цель такой инициативы — мотивировать культурные институции запускать программы, дающие новые возможности восприятия слепоглухим, и тактильные концерты — один из форматов с высоким потенциалом. Этот день возможно приурочить к Международному дню слепоглухих, который во всем мире отмечают 27 июня.

Читать далее

Культура

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Опубликовано

Король поэтов: Не стало Александра Еременко

Его называли Королем поэтов. Как Хлебникова. И он действительно был Королем поэтов в 80-90-е годы. А в «нулевые» перестал писать стихи, перестал публиковаться и жил отшельником в центре Москвы, не появляясь на литературных тусовках, вообще словно исчезнув из этой жизни. Он поступил как Блок, который тоже перестал писать стихи, когда перестал слышать «музыку».

Даже невозможно передать словами, что такое был для нас, молодых, Александр Еременко в 80-е годы. На его выступления собирались толпы. Его стихи слушали, затаив дыхание. И он сам по себе, своей какой-то невероятной для тех лет свободной манерой поведения не мог не восхищать. А подражать ему было невозможно, как нельзя подражать "штучному" экземпляру человеческой личности, которая создана Богом ли, природой, духом ли, который дышит, где хочет… не знаю. Только Александр Еременко был и остается такой один. Король! Да, Король!

Сейчас в некрологах пишут, что в 80-е годы он, Иван Жданов, Алексей Парщиков и др. создали группу "метаметафористов". Да ничего они не создавали. Термин этот придумал поэт, литературовед Константин Кедров и использовал его в своей статье, кажется, в "Литературной учебе". На самом деле Жданов — это Жданов, Парщиков — Парщиков, а Еременко — Еременко.

Стихи Еременко были метафорически сложные, но, по смыслу, очень простые, человечные, ироничные, а порой грустные до слез.

В густых металлургических лесах,

где шел процесс созданья хлорофилла,

сорвался лист.

Уж осень наступила

в густых металлургических лесах.

Там до весны завязли в небесах

и бензовоз, и мушка дрозофила.

Их жмет по равнодействующей сила,

они застряли в сплющенных часах.

Последний филин сломан и распилен

и, кнопкой канцелярскою пришпилен

к осенней ветке книзу головой,

висит и размышляет головой,

зачем в него с такой ужасной силой

вмонтирован бинокль полевой?

Я часто читаю эти стихи про себя наизусть, когда мне приходит такое настроение. Да, метафорически сложно. Но как же грустно видеть и эту мушку, и этот бензовоз, и этого филина! Как ясно видишь и даже слышишь этот сорвавшийся осенний лист, который упал и шуршит по металлургическим лесам.

Или вот это, которое я тоже бесконечно люблю:

Сгорая, спирт похож на пионерку,

которая волнуется, когда

перед костром, сгорая со стыда,

завязывает галстук на примерку.

Сгорая, спирт напоминает речь

глухонемых, когда перед постелью

их разговор становится пастелью

и кончится, когда придется лечь.

Сгорая, спирт напоминает воду.

Сгорая, речь напоминает спирт.

Как вбитый гвоздь, ее создатель спит,

заподлицо вколоченный в свободу.

Да, Еременко поражал своей внутренней, да и внешней свободой. Но он, между прочим, никогда не говорил матерных слов, считая, что это недостойно человека.

Родился он 70 лет назад в деревне Гоношиха Алтайского края. Учился в деревенской школе. Служил во флоте. Работал на стройках Дальнего Востока кочегаром. Но не было среди поэтов его поколения фигуры более артистической, чем он. С длинными волосами, в тельняшке, он, опрокидывая в себя бутылку с портвейном где-нибудь на скамейке в московском сквере, все равно был артистом в высшем смысле слова. Это все равно было… красиво! Не знаю, как это ему удавалось, но это было… красиво!

Я добрый, красивый, хороший

и мудрый, как будто змея.

Я женщину в небо подбросил —

и женщина стала моя.

Когда я с бутылкой "Массандры"

иду через весь ресторан,

весь пьян, как воздушный десантник,

и ловок, как горный баран,

все пальцами тычут мне в спину,

и шепот вдогонку летит:

он женщину в небо подкинул —

и женщина в небе висит…

Мне в этом не стыдно признаться:

когда я вхожу, все встают

и лезут ко мне обниматься,

целуют и деньги дают.

Черт побери, но ведь это почти так и было! Это правда, правда! И даже про женщину — это правда.

Ушел из жизни поразительного таланта русский поэт.

Прощай, Саша!

Прости нас, Король!

Читать далее

Культура

В Ельце завершился музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова

В Ельце завершился музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова

Опубликовано

В Ельце завершился музыкальный фестиваль имени Тихона Хренникова

В городе Ельце уже начали подготовку к 110-летию (в 2023 году) классика советской искусства, композитора Тихона Хренникова, автора популярнейшей музыки к кинофильмам «Свинарка и пастух», «Верные друзья», «Гусарская баллада». О елецких колоколах и «сливочном хрене», о том, почему Валерий Гергиев перелезал через забор Дома-музея композитора, рассказывает директор музея Ирина Сергеева.

Фестиваль проводится в преддверии даты начала Великой Отечественной войны. Что рассказывал композитор об этом времени?

Ирина Сергеева: Вспоминал многое; часто говорил, что не был солдатом, но как композитор и музыкант прошел весь долгий путь войны до самой Победы. Рассказывал такой случай. Однажды он слушал девушку — пианистку из Ленинграда. Она была медсестрой. В перерыве между боями в Берлине, увидев в разрушенном здании рояль, девушка села за инструмент и стала играть Шопена! 2 мая 1945 года, являясь участником Берлинской наступательной операции, с Армией В. И. Чуйкова, Хренников вошел в Берлин. Вместе с ним в составе агитбригады были Матвей Блантер, Константин Симонов и Евгений Долматовский. Все они стали артистами концерта победителей, запись которого сохранилась. Тихон Николаевич исполнил тогда свои песни из популярных кинофильмов, среди которых "В шесть часов вечера после войны". Хренников часто говорил, что вернулся из Берлина с одним чемоданчиком, многие тогда везли трофеи, а он считал, такого допускать нельзя: "Мы советские люди и должны вести себя достойно".

Директором музея вас назначил сам Тихон Николаевич?

Ирина Сергеева: Он предложил мне возглавить его, когда я руководила Музеем ремесел и промыслов города Ельца. Это было в начале двухтысячных. А до этого мы много общались, дружили. У меня не было музыкального образования, но Тихон Николаевич посчитал, что это и не нужно и резюмировал: "Вы будете хозяйкой моего елецкого дома!".

Почему Валерий Гергиев любит бывать в вашем музее?

Ирина Сергеева: Он посещал его уже четырежды. Гергиев — человек чрезвычайно занятой, но он ни разу не пробегал его, всегда детально рассматривал экспонаты, комментировал. Когда я спросила о его отношении к Тихону Николаевичу, он ответил: "Я его очень ценю, именно он дал мне путевку в жизнь". Будучи студентом Ленинградской консерватории, Гергиев в один год одержал победу на конкурсе Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. Именно Тихон Николаевич, по словам Гергиева, обратил внимание комиссии на него, молодого дирижера, сказав: "Из этого юноши выйдет толк!".

Когда Валерий Гергиев впервые приехал с концертами в нашу область и его спросили, что бы он хотел посмотреть, он ответил: "Хочу попасть на могилу моего друга и учителя Тихона Николаевича Хренникова. (Композитор похоронен по решению семьи прямо на территории музея). Это случилось в понедельник, и в нашем музее был выходной. Когда мне позвонили и рассказали о неожиданно прибывших гостях, я тут же приехала. Но Валерий Абисалович и композитор Александр Чайковский (ученик Тихона Николаевича), уже перелезали через забор… Боюсь ошибиться, но Чайковский уж точно был на территории музея!

Вспоминая детство, Тихон Хренников часто вспоминал о елецких колоколах и соловьях…

Ирина Сергеева: В нашем городе было 32 храма, а сейчас у нас 17 действующих церквей. Дом композитора располагается рядом с красивейшим Покровским собором, прихожанином которого в юности являлся также Иван Алексеевич Бунин. Он описал его в рассказе "Над городом". Собор интересен тем, что в нем имелось революционное изобретение XIX века — амосовские печи: по кирпичным трубам, встроенным в колонны храма, подавался горячий воздух; а колокольню венчал самый большой колокол в городе (пятисотпудовый). Он первым возвещал о начале службы.Когда его подхватывали колокола других церквей, начинался тот самый "малиновый звон". Именно этот колокол, как вспоминал Тихон Николаевич, и давал ему стимул к творчеству…

А соловьи у нас заливаются до праздника Вознесения. Это настоящий "соловьиный хор с оркестром"! Красота необыкновенная. Рядом с домом Хренниковых внизу протекает крошечная речка Ельчик. Маленький Тихон мчался с горки на одном коньке вниз к этой речке, и, по воспоминаниям его племянницы Вероники Николаевны, которая была чуть его моложе, он, чтобы его не ругали, прятался за ее спину во время спуска.

Дядя и племянница были почти одного возраста?

Ирина Сергеева: Тихон был поздним, 10-м ребенком в семье. Несмотря на то, что у Хренниковых уже было 9 детей, его мама ходила пешком в город Задонск, чтобы вымолить его рождение, поэтому его и назвали Тихоном, в честь святого Тихона Задонского.

Какие корни у композитора?

Ирина Сергеева: Родословная его семьи — древняя. Прадед Хренникова был главой города Ельца; родственники являлись меценатами, помогали строить церкви и соборы. Композитор считал, что в его фамилии есть стержень, корень, ведь хрен — очень тверд и живуч, трудно его извести, — поэтому-то и семья у Хренниковых большая и дружная. Кстати, Тихон Николаевич обожал хрен. Когда устраивали столы для делегаций, приезжавших в наш город, для него специальным образом готовили карпа (он очень любил рыбу). Тушили карпа с овощами: свеклой, морковью и луком. К этому блюду подавался соус — "сливочный хрен", который Тихон Николаевич привозил из Москвы. Этот же соус в баночках он преподносил своим друзьям в качестве подарка.

В 1939 году Хренников написал оперу "В бурю", в которой впервые на оперной сцене был воссоздан образ Ленина. Не потому ли главную площадь Ельца до сих пор украшает огромный монумент вождя?

Ирина Сергеева: Мы все жили в Советском Союзе, многие из нас были пионерами и комсомольцами. Все это наша жизнь, наша эпоха. Памятник Ленину — это тоже часть нашей истории. До перестройки в нашем городе было много предприятий, где у входа по традиции ставился бюст или монумент вождю. Многие из них были демонтированы, и наш земляк, историк и краевед Евгений Павлович Крикунов собрал их у себя во дворе. Так родился в нашем городе Музей истории КПСС.

Фестиваль имени Хренникова подпитывает культурную жизнь города?

Ирина Сергеева: Тихон Николаевич приучил нас в городе к хорошей музыке: всегда привозил известных исполнителей. После ухода композитора родился музыкальный фестиваль его имени. Были годы, когда он охватывал все районы Липецкой области, помимо гостей, в нем принимали участие самые разные коллективы и исполнители нашего края. Но что самое главное, абсолютно все наслаждаются музыкой бесплатно!

Говоря о Тихоне Хренникове, можно ли утверждать, что его музыка, это его портрет?

Ирина Сергеева: Безусловно. Мелодии у композитора такие же светлые и искренние, как он сам. Он был удивительно отзывчивым человеком, он всегда помогал жителям нашего города, с какой бы просьбой они к нему не обращались.

Справка

Всероссийский музыкальный фестиваль им. Т. Н. Хренникова — одно из главных культурных событий Липецкой области. В программе этого года состоялись концерты Камерного ансамбля "Солисты Москвы" под управлением Ю. Башмета, Ярославского губернаторского симфонического оркестра под управлением М. Аннамамедова, выступление Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, показ оперы "Легенда о граде Ельце" Александра Чайковского на берегу реки Быстрая Сосна и многие другие.

Тихон Николаевич Хренников окончил Московскую консерваторию (1936); ученик В. Я. Шебалина и Г. Г. Нейгауза. Автор 8 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 9 инструментальных концертов, 4 оперетт, а также музыки к 30 кинофильмам и многочисленным театральным постановкам. Возглавляя Союз Композиторов СССР (с 1948 по 1991 год), был вынужден публично поддерживать "партийную линию" в музыке, но в отличие от руководителей Союза писателей, в доносах и преследованиях членов возглавляемой им организации не участвовал. Союз Композиторов был единственным творческим союзом в СССР, ни один из членов которого не был репрессирован.

Читать далее
Advertisement

Последние новости

На поверхности Венеры разглядели возможные следы тектонических процессов На поверхности Венеры разглядели возможные следы тектонических процессов
Наука1 час назад

На поверхности Венеры разглядели возможные следы тектонических процессов

Ученые предполагают, что эти следы связаны с формированием потоков горячей материи в мантии планеты ТАСС, 21 июня. Планетологи обнаружили на...

В мире1 час назад

Россиянина в США обвинили в незаконном экспорте тепловизионных устройств в РФ

Москва. 22 июня. INTERFAX.RU — Власти США предъявили обвинения в незаконном экспорте тепловизионных прицелов и очков ночного видения в Россию...

Обращение к здравому смыслу Обращение к здравому смыслу
Общество2 часа назад

Обращение к здравому смыслу

«РГ» — Неделя продолжает публиковать ответы экспертов на вопросы наших читателей о вакцинации против коронавирусной инфекции, лечении и профилактике и...

В мире2 часа назад

Партии Ле Пен и Макрона выступили хуже ожиданий на региональных выборах во Франции

В первом туре зафиксирована рекордно низкая явка — свой голос на выборах отдали лишь треть избирателей Москва. 22 июня. INTERFAX.RU...

Они сражались за Родину Они сражались за Родину
Общество2 часа назад

Они сражались за Родину

Кто пошел воевать 22 июня 1941 года У военкоматов 22 июня 1941 года выстроились очереди из советских граждан: молодых и...

Они сражались за Родину Они сражались за Родину
Общество2 часа назад

Они сражались за Родину

Кто пошел воевать 22 июня 1941 года У военкоматов 22 июня 1941 года выстроились очереди из советских граждан: молодых и...

Тот самый день Тот самый день
Общество2 часа назад

Тот самый день

Трагический первый день Великой Отечественной — первый шаг к великой победе во Второй мировой Каждый год 22 июня ровно в...

Общество2 часа назад

«Если избить надо — пока душа в теле есть, бить будем» — директор ЧГТРК «Грозный» о «врагах» Кадырова

Директор ЧГТРК «Грозный» Чингиз Ахмадов опубликовал в инстаграме видео с угрозами в адрес «врагов» главы Чечни Рамзана Кадырова. Выступление Ахмадова...

В мире3 часа назад

Украина и Великобритания договорились вместе строить военные корабли

Москва. 21 июня. INTERFAX.RU — Украина и Великобритания договорились о совместном строительстве военных кораблей и баз для украинских Военно-морских сил,...

Урок в 3Dевятом классе Урок в 3Dевятом классе
Общество3 часа назад

Урок в 3Dевятом классе

Больше тысячи школ в России располагают различной VR-техникой, но она нередко простаивает. Центр НТИ Дальневосточного федерального университета при поддержке Минпросвещения...

Advertisement

Популярное