Свяжитесь с нами

Культура

Александр Титель поставил самую знаменитую оперу Вебера

Александр Титель поставил самую знаменитую оперу Вебера

Опубликовано

Александр Титель поставил самую знаменитую оперу Вебера

В афише Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко появилась раритетное для российской сцены название — «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера. Культовый для немецкоязычной культуры «Freischütz» к 200-летию его премьеры (в июне 1821 года в Берлине) поставил Александр Титель. Музыкальный руководитель спектакля и дирижер Фабрис Боллон, музрук Фрайбургской оперы, художники Юрий Устинов и Ирина Акимова.

Несмотря на особый статус "национальной оперы" и популярность веберовского "Вольного стрелка" в Германии и на европейской сцене, в России ее постановки можно по пальцам пересчитать. Между тем два века назад эта романтическая опера шла в Петербурге с таким успехом, что, к примеру, граф Михаил Воронцов под ее впечатлением устроил в своем знаменитом парке в Алупке целый каскад водопадов, названный "Freischütz", на фоне которого разыгрывали оперу Вебера. Камни, деревья, водопады — натуральная "романтическая" декорация истории, в которой молодой человек Макс заключает договор с дьяволом Cамиелем, отдавая свою душу в обмен на волшебные пули, способные поражать цель без промаха. Он идет на это, чтобы победить в соревновании стрелков и получить разрешение лесничего Куно жениться на его дочери Агате. Мистика, темные духи, страшные сновидения невесты, ночной лес, адская долина — все сплелось в этом сюжете, завершающемся страшным эксцессом: Макс случайно убивает волшебной пулей свою невесту. Но оперный финал оказывается счастливым: подобно Одетте в одном из вариантов "Лебединого озера", Агата осталась живой, а пуля поражает злодея Каспара, отдавшего Макса во власть Самиеля.

И романтический сюжет, и готическая мистика с духами и демонами, и этнографические детали народных сцен, и формат оперы — зингшпиль, подразумевающий актуальные разговорные диалоги, представляют богатый ресурс для любой сценической драматургии, и, разумеется, режиссер Александр Титель воспользовался возможностью "переиграть" старый романтический сюжет на новый лад, поставив спектакль, как он определил, в жанре digital opera и с новым либретто. Немецкий текст либретто, написанный приятелем Вебера Киндом по новелле из "Книги призраков" Апеля, остался неизменным, но был сделан лексически более современный перевод и придуман новый сюжет (драматург Дмитрий Абаулин), изложенный в программке и объясняющий публике, что происходит в спектакле.

В ирреальном пространстве, заполненном абстрактными серыми тумбами и подставками геометрических форм (параллелепипеды, кубы и т.п.), с гигантским экраном-задником — основным проводником digital-эстетики, развернулась история из жизни современной компании, занимающейся разработкой компьютерных игр. Сотрудники этой компании Макс, Агата, Каспар, руководитель отдела Куно, глава фирмы Оттокар, Энхен и другие — становятся участниками и наблюдателями виртуальной игры "Вольный стрелок". Сама игра возникает как продолжение офисной вечеринки, открывающей спектакль — массовой сцены, где сотрудники фирмы, перебравшие алкоголя, отрываются в бурных танцах, сбрасывая на ходу рубашки и заваливая своих партнерш. Максу (Нажмиддин Мавлянов) — рефлексирующему "лузеру", только что потерпевшему неудачу во время теста новой игры, Куно предлагает сыграть другой гейм — "в старинном антураже": выбить все мишени и в награду получить в жены красавицу. На роль красавицы назначена Агата (Мария Макеева), у которой в реальности флирт с главой фирмы. Игра начинается. Макс получает контроллер-ружье, а его коллеги — VR-очки.

Разумеется, публика замирает в ожидании какого-то невероятного виртуального фэнтези, эффектного синтеза сценического действия с цифровым форматом, открытия новой реальности в романтическом сюжете или его новых смыслов, или проникновения во внутренний мир. Но по факту, в спектакле разворачивается привычное "трехмерное"действие с переодетыми в андроидов или в стилизованные немецкие национальные костюмы артистами, с аккуратно встроенными в геометрический антураж сценографии мизансценами и цифровым видеорядом с монотонным потоком визуальных композиций. Несмотря на прописанное новое либретто, в котором на две колонки разделены описания того, что происходит с персонажами в жизни и в виртуале, на сцене игровые переходы из одного пространства в другое не слишком читаются. Вероятно, потому что антураж "виртуальной реальности" оказывается не действенным, а чисто декоративным. Даже в сцене с демонической мистикой Волчьего ущелья, где ожидаешь фейерверка диджитал-арта, на экране все так же монотонно мелькают цветовые композиции, а сценический антураж и андроидные персонажи напоминает старый добрый театральный карнавал с бутафорией. В фойе театра даже развернута выставка "оригиналов" этой бутафории — слепки, имитирующие фрагменты античных барельефов и скульптурных композиций, голов. Это образы духов мистического ущелья — эффектные, но в заявленном диджитал-формате выглядят олд фэшн.

Между тем

Александр Титель тщательно строит в спектакле коммуникацию персонажей, выступающих здесь в новых взаимоотношениях. Куно (Роман Улыбин) — не отец Агаты, Оттокар (Станислав Ли) — ее поклонник, Агата только в финальной сцене проявляет интерес к реальному Максу, Каспар (Игорь Коростылев) — интриган, Энхен (Евгения Афанасьева) — коллега Веберовской. Партитуре эти "обновления" не мешают звучать точно, упруго, тщательно в деталях — даже в таких летучих и энергичных темпах, которые задает в спектакле Фабрис Боллон. Ему удается виртуозно координировать оркестр с артистически сложнопоставленными хоровыми сценами, передавать нюансы ужасов Волчьего ущелья через глухие рокоты литавр и зловещие "растяжки" струнных, артикулировать разнообразные танцевальные ритмы и тонко поддерживать солистов в их непростых, несмотря на мелодизм, партиях, с которыми артисты справляются отлично. Парадоксально, но этому "Вольному стрелку" не хватает именно digital-драйва, мира самой игры, к которой публика приобщилась бы в соответсвующем качестве оперного геймера.

Читать далее
Advertisement
Нажмите, чтобы прокомментировать

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Культура

Фестиваль VK Fest с участием Little Big, Басты и Zivert перенесен

Фестиваль VK Fest с участием Little Big, Басты и Zivert перенесен

Опубликовано

Один из самых масштабных и разножанровых музыкальных фестивалей должен был состояться в Парке 300-летия Петербурга 24 и 25 июля. Но из-за стремительного роста заболеваемости коронавирусом его решили перенести на 28-29 августа 2021 года.

Организаторы этого open-air, совмещающего музыкальную часть с традициями городского праздника на свежем воздухе, сообщили, что не хотят "рисковать здоровьем посетителей и добавлять стресса гостям из других городов".

В программе VK Fest, проводимого социальной сетью ВКонтакте на трех сценах на июль были заявлены сеты Басты, Little Big, Алены Швец, Мари Краймбери, Ольги Бузовой, Zivert, "Пошлой Молли", Артура Пирожкова, Светланы Лободы, Maruv (обе — Украина), Ramil", Артем Качер и много других популярных артистов и групп, в основном представляющих поп-музыку и R&B.

Смогут ли они спеть на фестивале уже в новые даты, пока не сообщается.

Кстати

Также на более поздние сроки перенесены еще два фестиваля: KKinchevfest (он же "КинчевФест"), который должен был состояться в "Порту Севкабель" Санкт-Петербурга (там, где недавно проходило StereoLeto) и "Доброфест" в Ярославской области.

Очевидно, что организаторы всех трех open-air надеются, что к концу августа — началу сентября ситуация с коронавирусом уже стабилизируется. Хорошо бы.

Читать далее

Культура

Всероссийский литературный конкурс «Класс!» объявил имена финалистов

Всероссийский литературный конкурс "Класс!" объявил имена финалистов

Опубликовано

Победитель новой номинации «Выйди из класса» и имена 50 финалистов третьего сезона Всероссийского литературного конкурса «Класс!» были объявлены на книжном фестивале «Красная площадь». Именно эти ребята в начале сентября приедут в Москву, чтобы побороться за победу в конкурсе, приняв участие в мастерских с членами жюри и написав эссе.

"Выйди из класса" — это новая номинация конкурса, в которой оценивали не тексты, а видеоролики. Условие было одно — рассмешить жюри. Лучше всего это удалось Софье Перелыгиной из Хабаровского края. Ее ролик, разыгранный как сюжет передачи "Околокриминальная Россия", о том, почему она и ее одноклассники должны были выйти из класса, не оставил никого равнодушным. Члены жюри не только рассмеялись, но оценили и оригинальность сюжета, законченность истории и, конечно же, актерскую игру всех ребят и работу над монтажом ролика.

А вот выбрать 50 лучших рассказов из 90 региональных победителей оказалось задачей посложнее. Майе Кучерской, Нине Дашевской, Ольге Славниковой, Марине Степновой, Олегу Швецу и Алексею Олейникову пришлось не раз напоминать друг другу, что это конкурс. Кому-то из участников в этот раз повезло чуточку больше. Из 30 регионов-участников в финал прошли ребята из 28 регионов, Амурская область и Архангельская область выбыли из участия. Самыми "сильными" регионами можно считать Нижегородскую область, Хабаровский край, Республику Коми и Воронежскую область — все три региональных победителя от этих регионов-участников прошли в финал.

Елизавета Емельянова из Москвы стала трехкратным финалистом конкурса, а Вера Краснобаева из Саратовской области, Евгений Гаврилин из Тулы, Алиса Бараненко из Хабаровская, Елизавета Нечаева из Твери и Дарья Серова из Сыктывкара второй раз проходят в финал.

Заподозрить членов жюри в подсуживании невозможно. Они читали рассказы под номерами, не зная ни имен участников, ни городов их проживания.

Майя Кучерская отметила, что несмотря на юный возраст авторов, они совсем не пишут про любовь, что странно. Но в их текстах есть четкое понимание добра и зла. Тексты, по ее словам, очень прозрачные, в них есть самоощущение современных молодых людей. "Это очень поучительное чтение", — заключила она.

Нина Дашевская заметила, что очень много бессюжетных рассказов, но в них присутствует "внутренний текст", желание выговориться. А вообще ее главный критерий — "верю/не верю". А Олег Швец сказал, что рассказы настолько хорошего уровня, что он всем бы дал гран-при.

Итак, финалистами третьего сезона Всероссийского литературного конкурса "Класс!" стали 50 талантливых ребят, чья имена уже опубликованы на сайте "Класса!". Там же можно ознакомиться с работами финалистов.

Кто же станет победителем, узнаем уже совсем скоро. Шесть счастливчиков получат свои заслуженные награды в сентябре на Московской международной книжной ярмарке.

Читать далее

Культура

В Цюрихе прошел XV международный конкурс пианистов имени Гезы Анды

В Цюрихе прошел XV международный конкурс пианистов имени Гезы Анды

Опубликовано

В Цюрихе прошел XV международный конкурс пианистов имени Гезы Анды

Этот конкурс стал оммажем к 100-летию выдающегося швейцарского пианиста и педагога венгерского происхождения Гезы Анды, жившего и работавшего в Цюрихе более 20 лет. Каждые три года (с 1979) здесь проходит Международный конкурс пианистов имени Гезы Анды, считающийся одним из самых сложных (с силу обширного репертуара, необходимого для участия) и объективных в музыкальном мире. Причиной тому не только престиж лауреатства и внушительные денежные призы, но также концертные ангажементы в течение трех последующих сезонов и профессиональная карьерная поддержка.

В этом году, несмотря на все обстоятельства и то, что остальные крупные международные конкурсы проходят в онлайн-режиме или в залах без публики, швейцарский конкурс удивил четкостью международной логистики и организации, собрав в Цюрихе 36 участников из 17 стран (в том числе из России, Франции, Америки, Бразилии, Чехии, Южной Кореи, Великобритании и других стран).

Международное жюри Конкурса представили видные европейские педагоги и пианисты, в том числе выдающийся педагог Рена Шерешевская, учеников которой хорошо знают в России (Люка Дебарг, лауреат XV конкурса Чайковского, Александр Канторов, обладатель Гран-При XVI конкурса Чайковского и другие), Владимир Фельцман и российская пианистка Злата Чочиева. Возглавил жюри легендарный пианист Герхард Опиц, один из "титанов" немецкого пианизма, заменивший заболевшего Нельсона Фрейре.

Конкурсные состязания прошли в четыре тура, каждый транслировался онлайн: прослушивание, сольный концерт, полуфинал с исполнением фортепианного концерта Моцарта и финальный тур с оркестром. Среди участников, представлявших на конкурсе Россию, до полуфинала дошел выпускник Московской государственной консерватории Василий Заболотный.

Финал конкурса прошел в специальном концертом зале Тонхалле Мааг, заменяющем главную конкурсную площадку Цюриха на время реставрации. В сопровождении оркестра Тонхалле под управлением маэстро Гергели Мадараса выступили три финалиста-победителя, три совершенно непохожих друг на друга молодых пианиста с яркой индивидуальностью: 27-летний Марек Козак (Чехия), 22-лений Жулиан Тревельян (Великобритания) и 24-лений Антон Герценберг (Германия). Помимо жюри, в аудитории присутствовало 100 гостей (максимально допустимое количество слушателей для массовых мероприятий в Швейцарии).

Академично, пианистически точно, виртуозно, в меру эмоционально Марек Козак, выпускник Пражской академии исполнительских искусств, исполнил Пятый фортепианный концерт Бетховена, в органичном ансамбле с оркестром Тонхалле, завоевав третью премию. Среди всех конкурсантов его отличал красочный звук, сочные обертоны верхних нот (что чрезвычайно сложно достичь на больших концертных роялях), простота и естественность интонаций, чуткость и благородный консерватизм.

Следом с Третьим концертом Бартока выступил яркий пианист Жулиан Тревельян (студент Рены Шерешевской в Парижской Высшей школе музыки им. А. Корто). Причудливые образы, яркий венгерский колорит, пряный танцевальный ритм, особый нерв, свойственный музыке Бартока (особенно любимой самим Гезой Андой), казалось, очень под стать пылкому темпераменту пианиста. Тревельян молод, талантлив и смел; его исполнение сочетает в себе рафинированную пианистическую технику, пронзительную чуткость, пластичную образность, непосредственное, искреннее и одновременно глубокое чувствование музыки — его невероятно интересно слушать. Не случайно именно он вместе со второй премией конкурса собрал максимальное количество специальных призов — приз публики и приз за лучшее исполнение концерта Моцарта с оркестром. К слову, записи трансляций всех туров доступны на YouTube канале конкурса, и оценить дарование этого пианиста (как и других участников) можно также и по записи сольных программ первых туров.

Завершил конкурсный финал Антон Герценберг с программой Листа: "Пляска смерти" на знаменитый григорианский распев "Dies Irae" прозвучала эпично, героически-мощно, мужественно и в то же время скромно, что свидетельствовало о тонком эстетическом вкусе пианиста. Органичная виртуозность, невозмутимость и сценический контроль Антона Герценберга впечатлили с первых нот, как и кажущаяся легкость в исполнении виртуозно-бравурных октавных пассажей и кульминаций, и трогательная лиричность побочных тем в Первом концерте Листа. Это была игра, покоряющая своей убедительностью и безупречностью. В сочетании с уверенным выступлением на предыдущих турах все это принесло пианисту победу (Первая премия конкурса). И по особой традиции конкурса Гезы Анды, после объявления результатов и вручения призов победитель исполнил произведение на бис: уже в ночном зале, в присутствии всех членов жюри на сцене прозвучал вальс "Муки любви" Крейслера-Рахманинова. Это был особенный, трогательный момент.

Отметим, что, несмотря на состязательную суть, на конкурсе царила очень доброжелательная, поддерживающая атмосфера. Как отметил генеральный секретарь конкурса Маркус Вилер:

— Наш конкурс — это не школьный экзамен, где конкурсант должен отчитаться перед строгим жюри, дрожа от страха. Мы здесь не для того, чтобы подрезать крылья. Задача конкурса Гезы Анды — вдохновить и поддержать талантливых музыкантов на пути профессионального становления, мотивировать на продолжение артистического пути и посвящение себя служению музыке.

Члены жюри дали комментарии для "Российской газеты":

Прямая речь

Рена Шерешевская, пианист, педагог:

— Конкурс Гезы Анды — это подарок и настойчивость организаторов в их желании сохранить музыку живой, и мы, члены жюри, ее слушали, забыв про мирские кошмары и сложности тех конкурсов, которые не смогли сделать прослушивания "вживую". Ведь приходилось прослушивать в мертвом интернете иногда более 100 молодых музыкантов. А пусть не многочисленная, но все же публика в финале сделала конкурс Геза Анды настоящим праздником жизни…

Но проблемы же, которые создал ковид, не ограничиваются переносом музыки "живой" на запись. Я думаю, что конкурс Гезы Анды не выиграл от того, что в это же время шел Международный конкурс имени королевы Елизаветы в Брюсселе, шли записи на поставленный на видео конкурс в Монреале, в Сиднее…

Как вы понимаете, конкурсу в Цюрихе было нелегко в смысле набора кандидатов, а между тем его программа рассчитана на музыкантов, владеющих большим репертуаром. Есть и еще моменты, создавшие трудности молодым музыкантам: в большинстве своем они на полтора года потеряли возможность играть на сцене.

Пустой зал консерватории, где проходили первые два тура, создал такое резонирующее звучание, что преодолеть этот гул смогли не многие. Одним из немногих был, на мой взгляд, российский музыкант Заболотный. К сожалению, симфонический тур с концертом Моцарта у него был сыроват, и со звуковым балансом в дуэте с оркестром он не очень справился.

Что касается моего ученика Жюльяна Тревельяна, молодого английского пианиста, то он играл концерт Бартока до конкурса, была его трансляция на Будапештским радио. Результатам мы рады. Он выиграл вторую премию по решению жюри (я не голосовала) и две независимые и очень важные премии, которые от решений жюри уже не зависели — Специальный приз за лучшее исполнение и лучшую интерпретацию концерта Моцарта (а ведь Геза Анда считается одним из лучших интерпретаторов Моцарта) и Приз Публики.

Владимир Фельцман, пианист, педагог:

— После работы на конкурсе Чайковского в Москве это мое второе участие в конкурсе в качестве члена жюри. Уровень участников очень высокий. Среди конкурсантов я бы выделил двух пианистов: это Антон Герценберг и Жулиан Тревельян, два очень разных и ярких пианиста. Что касается Жулиана, он еще и разносторонне талантливый музыкант, играет в струнном ансамбле, на аутентичных инструментах, окончил Оксфордский университет по специальности "музыкология".

Тобиас Рихтер, президент Фонда Гезы Анды:

— Для участия в конкурсе от кандидатов требуется владение огромным репертуаром — это несколько полных концертных программ, включая несколько концертов для фортепиано с оркестром. Какой из подготовленных концертов исполнит на сцене участник, жюри решает накануне финала. На всех мировых конкурсах часто исполняют одни и те же концерты, а это не интересно ни оркестру, ни слушателям. На нашем конкурсе гарантированно звучат три совершенно разных концерта в исполнении финалистов. В списке концертов для финала — произведения из репертуара Гезы Анды (4 и 5 Концерты Бетховена, три концерта Бартока и Totentanz и концерты Листа). Однако, это репертуарная особенность конкурса 2021 года. Каждый конкурсный сезон уникален, и в 2024 году мы подумаем, как модифицировать репертуар. Но тур с концертом Моцарта останется непременно.

Справка "РГ"

Международный конкурс пианистов имени Гезы Анды основан вдовой Гезы Анды Хортенце Анда-Бюле. В 1978 году она основала в Цюрихе Фонд имени Гезы Анды, цель которого сохранение фортепианного и педагогического наследия пианиста. Главным проектом Фонда стал Международный конкурс пианистов. В разные годы в жюри этого конкурса были выдающиеся музыканты — Владимир Ашкенази, Владимир Федосеев, Олег Майзенберг, Элисо Вирсаладзе, Антал Дорати, Мишель Бероф, Рена Шерешевская, Герхард Опиц.

Среди победителей конкурса в прежние времена — пианисты из России Алексей Володин, Сергей Кудряков, Варвара Непомнящая.

Победители Конкурса Гезы Анды в 2021 году: I премия — Антон Герценберг (Германия); II премия — Жулиан Тревельян (Великобритания); III премия — Марек Козак (Чехия). Специальный Приз Листа-Бартока — Михали Береж (Венгрия); Приз за лучшее исполнение Концерта Моцарта, Приз публики — Жулиан Тревельян; Стипендия Хортенце Анда-Бюле — Гиорги Гинашвили (Грузия); Спецприз Жюри (сольный концерт в Камерном зале Московской филармонии в сезоне 2021-2022) — Василий Заболотный (Россия).

Читать далее
Advertisement

Последние новости

Общество2 часа назад

Бывшего главу тверского штаба Навального оштрафовали по протоколу о фейках из‑за прямого эфира о «дворце Путина»

Мировой судья Заволжского района Твери оштрафовал на 30 тысяч рублей бывшего главу местного штаба Навального Андрея Прокудина по протоколу о...

Как алюминиевые заводы сокращают "углеродный след" Как алюминиевые заводы сокращают "углеродный след"
Экономика4 часа назад

Как алюминиевые заводы сокращают «углеродный след»

Объем госгарантий на модернизацию алюминиевых заводов составит 0,3 трлн руб. Об этом «РГ» сообщила вице-премьер Виктория Абрамченко. Ранее президент поручил...

Названы факторы, сдерживающие развитие рынка арендного жилья в России Названы факторы, сдерживающие развитие рынка арендного жилья в России
Экономика4 часа назад

Названы факторы, сдерживающие развитие рынка арендного жилья в России

Развитию цивилизованного рынка аренды жилья в РФ мешает бесплатная приватизация квартир, считают эксперты. В отличие от Европы, где растут инвестиции...

В Роспотребнадзоре назвали условия для снижения заболеваемости COVID-19 В Роспотребнадзоре назвали условия для снижения заболеваемости COVID-19
Общество5 часов назад

В Роспотребнадзоре назвали условия для снижения заболеваемости COVID-19

Снижение заболеваемости коронавирусом можно ожидать, когда уровень популяционного иммунитета достигнет 60-70 процентов, считает заместитель директора по научной работе ЦНИИ Эпидемиологии...

Спорт5 часов назад

Сборные Англии и Хорватии вышли в плей-офф Евро-2020

В заключительном туре группового этапа Англия принимала на "Уэмбли" Чехию, которая подошла к этому матчу с четырьмя набранными очками в...

Агентство НКР ожидает роста цен на жилье и нового рекорда ипотеки Агентство НКР ожидает роста цен на жилье и нового рекорда ипотеки
Экономика5 часов назад

Агентство НКР ожидает роста цен на жилье и нового рекорда ипотеки

Изменение условий программы льготной ипотеки со 2 июля не остановит рост цен на квартиры и не помешает ипотеке взять новый...

Наука5 часов назад

Выборы в члены РАН перенесли на весну 2022 года

Они должны были состояться осенью 2021 года МОСКВА, 22 июня. /ТАСС/. Выборы новых членов Российской академии наук (РАН) перенесены с...

Наука5 часов назад

Физики подтвердили, что пыльца может способствовать распространению коронавируса

В ходе эксперимента ученые выяснили, что пыльца значительно ускоряла распространение инфекции даже в том случае, если скорость движения ветра на...

Наука5 часов назад

В России запатентовали высокоэффективный способ повышения урожайности сои

По предварительным расчетам, использование гранулированного органоминерального удобрения обеспечивает повышение урожайности в среднем на 23-27%, сообщили в пресс-службе БелГУ МОСКВА, 22...

Американский регулятор считает рост инфляции в стране временным явлением Американский регулятор считает рост инфляции в стране временным явлением
Экономика5 часов назад

Американский регулятор считает рост инфляции в стране временным явлением

МОСКВА, 22 июн — ПРАЙМ. Американские потребители платят за товары и услуги намного больше, чем год назад, но руководители ФРС продолжают утверждать, что высокие темпы...

Advertisement

Популярное